Что такое научно технический задел. Управление созданием научно-технического задела. Заключительный этап подготовки заявки

В передовых странах Запада рождение новых технологий, открытий и вооружений происходит на стыке наук, что требует системного подхода к организации этого процесса. В России, как известно, советский запас иссяк. Насколько успешны новые фундаментальные исследования? Как организовано взаимодействие военного ведомства с Российской академией наук? На эти и другие вопросы «ВПК» ответил заместитель министра обороны Юрий Борисов.

– Юрий Иванович, ХХI век – это новые нетрадиционные виды оружия и боевой техники. Как идет их создание? Насколько в целом отвечает нынешним вызовам наша система вооружения?

– В соответствии с задачами, поставленными перед Министерством обороны президентом Российской Федерации, развитие системы вооружения в значительной степени ориентировано на создание качественно новых, в том числе нетрадиционных видов оружия (высокоточного, лазерного, радиочастотного, кинетического, гиперзвукового, робототехнического, информационного), разработка которых во многом определяется наличием целостного научно-технического задела (НТЗ).

Поясню, что в общем виде НТЗ представляет собой совокупность результатов фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований, прикладных и технологических научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), выполненных в интересах модернизации существующих, создания и производства принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).

Для каждого горизонта планирования развития ВВСТ необходимо обеспечивать опережающую подготовку НТЗ по ключевым научным направлениям и технологиям, на основе которых могут быть созданы принципиально новые виды техники или последующие поколения средств вооруженной борьбы в интересах обеспечения безопасности государства. При этом следует исходить из того, что развитие ВВСТ (переход на новый качественный уровень) возможно только путем отбора для последующей реализации научно-технических достижений, отвечающих комплексу условий и критериев как по требованиям со стороны Министерства обороны, так и по уровню их готовности к реализации в опытно-конструкторских работах.

– Сегодня наукой руководит, образно говоря, Министерство финансов, которое определяет, сколько денег и на что выделить. А там хотят получить максимальную отдачу в короткий срок. Но в фундаментальной науке так не бывает. Как разрешается это противоречие, как избежать просчетов планирования?

– Ввиду того что стоимость работ на каждой последующей стадии жизненного цикла ВВСТ возрастает примерно на порядок, накопление научно-технических результатов на ранних стадиях развития ВВСТ всегда предпочтительнее, чем на более поздних. Обусловлено это тем, что, с одной стороны, отказ от реализации неэффективных проектов на ранних стадиях менее затратен, а с другой – результаты этих стадий имеют более высокий потенциал широкого (универсального) использования, чем научно-технические решения, полученные в последующем.

К большому сожалению, несмотря на накопленную статистику, как у нас, так и в других ведущих в военном отношении странах многие руководители этого не понимают и требуют от исследователей сиюминутных результатов, что через 5–10 лет негативно сказывается на возможностях научно-технологического комплекса. И таких примеров из мирового опыта разработки ВВСТ предостаточно. В дальнейшем это ложится бременем на военный бюджет государства, становится долгостроем и в конце концов в тех изначально заложенных схемотехнических решениях теряет актуальность для выполнения боевых задач. Аналогичные просчеты в планировании есть и в нашей истории.

Во избежание подобных случаев Министерством обороны выстроена целостная система, обеспечивающая взаимодействие органов военного управления с государственными институтами, отвечающими за каждую стадию жизненного цикла образца ВВСТ. Особое место занимает, конечно, Российская академия наук. Учреждения РАН, включающие научные школы, создававшиеся десятки лет и имеющие устойчивые связи с предприятиями высокотехнологичных отраслей экономики, принимают непосредственное участие в составлении прогнозов, обосновании перспективных направлений, а также в получении новых знаний, рождении прорывных технологий, которые в дальнейшем становятся основой создания перспективного вооружения.

– Для лучшей координации фундаментальных и прикладных исследований в области обороны в 2015 году между вашим ведомством, Федеральным агентством научных организаций и РАН было заключено соглашение о сотрудничестве. Что это дает?

– Соглашением предусмотрены следующие формы взаимодействия:

  • создание совместных виртуальных лабораторий для выполнения научно-исследовательских работ оборонной направленности, использующих имеющуюся у сторон экспериментальную базу и иные ресурсы, в интересах производства оружия на новых принципах, их апробации и создания условий эффективного внедрения;
  • проведение исследований на базе испытательных центров и полигонов Минобороны, в том числе с предоставлением образцов военной техники и имущества для научных работ оборонного характера;
  • участие в разработке документов для аналитического и программно-целевого обеспечения Государственной программы вооружения;
  • подготовка предложений в проекты ГПВ и гособоронзаказа в части фундаментальных, прогнозных, поисковых и прикладных исследований;
  • экспертиза научно-технических программ и крупных проектов по созданию ВВСТ;
  • привлечение ведущих ученых и специалистов в научные (научно-технические) советы разного уровня в связи с оборонными исследованиями и разработками;
  • информирование о важнейших достижениях отечественной науки и техники в интересах обеспечения обороны и безопасности страны.

Первые реальные результаты такого сотрудничества дало проведенное в 2016 году уточнение ключевых элементов, определяющих приоритетные направления создания научно-технического задела для перспективных ВВСТ. Это в первую очередь касается «Перечня базовых и критических военных технологий на период до 2025 года» и «Перечня приоритетных направлений фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства на период до 2025 года».

По результатам совместного тщательного анализа вопросов разработки новых видов ВВСТ в перечень военных технологий были внесены существенные изменения, связанные в основном с развитием комплексов нетрадиционного вооружения, гиперзвуковых летательных аппаратов, систем связи и управления. По каждой военной технологии содержится подробное описание в виде паспорта, отражающее ее направленность, критические характеристики, уровень готовности, ориентировочную стоимость и другие параметры, необходимые для дальнейшего использования при подготовке проектов ГПВ и гособоронзаказов. В итоге уточненный перечень включает девять базовых, 48 критических и 330 военных технологий.

Перечень приоритетных фундаментальных исследований, являющийся как раз настольной книгой для учреждений РАН, которой они должны руководствоваться при обосновании и формировании своих планов, также претерпел существенные изменения: уточнены формулировки восьми научных поднаправлений, добавлено 27 новых направлений ФППИ в области информатики, оптики и квантовой электроники военного назначения, радиофизики и радиоэлектроники. Уточненный перечень включает 11 научных направлений, 56 поднаправлений и 718 направлений ФППИ. Оба документа одобрены решением коллегии Военно-промышленной комиссии РФ 25 мая 2016 года.

Вторым значимым мероприятием в тесном взаимодействии с экспертным сообществом РАН, генеральными конструкторами и технологами стала разработка Межведомственной координационной программы ФППИ в области обороны и обеспечения безопасности государства. Это инструмент, обеспечивающий взаимодействие на этапах планирования, выполнения и реализации результатов ФППИ. Программа призвана повысить эффективность исследований. А также консолидировать федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и соответствующие фонды на приоритетных направлениях создания научно-технического задела для ВВСТ.

– Чем она отличается от предыдущих?

– В качестве основных первоочередных задач программы можно выделить следующие:

  • формирование межведомственного перечня ФППИ;
  • информационно-аналитическое обеспечение деятельности генеральных конструкторов по созданию ВВСТ и руководителей приоритетных технологических направлений в части предоставления сведений о состоянии и перспективах развития отечественной науки и технологий;
  • разработка предложений органам исполнительной власти, госкорпорациям, РАН и научным фондам по формированию или уточнению государственных, федеральных и ведомственных целевых программ и планов с учетом рекомендаций генеральных конструкторов по созданию ВВСТ и руководителей приоритетных технологических направлений;
  • участие в информационном обмене результатами научных исследований и технологических разработок.

Структурно программа состоит из пяти подпрограмм, охватывающих все основные этапы создания научно-технического задела для перспективных ВВСТ. Следует отметить, что основной вклад, включая детальную экспертизу ведущихся и планируемых ФППИ, внесли ведущие ученые РАН – академики Сергей Багаев, Радий Илькаев, Евгений Каблов, Владимир Пешехонов, ставшие руководителями соответствующих рабочих групп.

Основной положительный результат в том, что впервые удалось сформировать межведомственный перечень фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, выполняемых, а также планируемых по государственным, федеральным и ведомственным целевым программам и планам в области обороны и обеспечения безопасности страны. Самый обширный раздел связан как раз с созданием научного задела. В нем более тысячи фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ оборонного или двойного назначения, проводимых или рекомендуемых к выполнению за счет средств российского бюджета.

– В нашей фундаментальной науке, как и в работе РАН, куча проблем, о которых говорил президент страны. Как они решаются?

– Да, наряду с положительными результатами сотрудничества с РАН существует ряд проблем, оказывающих негативное влияние на эффективность создания научно-технического задела. Они регулярно обсуждаются на наших встречах, в ходе которых предлагаются и согласовываются конкретные шаги по совершенствованию организационных, нормативно-правовых и методических аспектов планирования и проведения ФППИ оборонного назначения.

Среди насущных проблем функционирования учреждений РАН в системе гособоронзаказа стоит выделить следующие:

  • устаревшая материально-техническая и лабораторно-стендовая база с точки зрения возможности проведения исследований, в том числе экспериментальных, в интересах Минобороны;
  • нормативно-правовые ограничения участия учреждений РАН в конкурсных процедурах на проведение НИОКР оборонного назначения;
  • недостаточная интегрированность научных коллективов РАН в проблематику развития системы вооружения;
  • слабая финансовая мотивация молодых ученых, участвующих в работах по гособоронзаказу.

– Что нас ждет в ближайшей перспективе?

– В настоящее время Минобороны России находится на завершающей стадии формирования проекта ГПВ на 2018–2025 годы, в которой мероприятиям по созданию научно-технического задела для разработки перспективных и нетрадиционных образцов ВВСТ в интересах видов (родов войск) Вооруженных Сил РФ уделяется значительное внимание. В новой программе ставится задача обеспечить завершение разработки и поставку в войска принципиально новых образцов гиперзвукового оружия, интеллектуальных робототехнических комплексов, ВВСТ на новых физических принципах, а также целого ряда традиционных средств следующего поколения (Т-50, «Армата», «Курганец», МиГ-35 и др.). Парк современных ВВСТ должен быть доведен до 70 процентов.

Разработка указанных образцов потребует решения целого ряда научно-технических задач, что не представляется возможным без привлечения научного сообщества. В качестве наиболее ярких и сложных из всего их многообразия выделю следующие:

  • технологии, обеспечивающие длительное функционирование гиперзвуковых летательных аппаратов в плотных слоях атмосферы в условиях воздействия плазмы: это требует создания новых жаропрочных сплавов четвертого поколения, термостойких радиопрозрачных обтекателей на основе отечественных керамических материалов, двигательных установок и высокоэнергетических топлив, бортового радиоэлектронного оборудования;
  • повышение уровня интеллектуализации вооружения, особенно беспилотных летательных аппаратов и роботизированных комплексов военного назначения;
  • силовые лазеры на основе новых активных сред и источников накачки, адаптивных зеркал и устройств их охлаждения, многофункциональных оптических покрытий.

Традиционно учреждения РАН выполняют порядка 40 процентов научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера, а также принимают активное участие в реализации прикладных проектов по созданию военных технологий и перспективного вооружения. Убежден, что и при реализации ГПВ-2025 академические школы РАН внесут значительный вклад в формирование научно-технического задела и обеспечение обороноспособности Российской Федерации.

/Юрий Борисов, Олег Фаличев, vpk-news.ru /

Правительство Российской Федерации постановляет:

Приложение № 1
к предоставления

части затрат на создание

производства приоритетных
электронных компонентов и
радиоэлектронной аппаратуры

Методика
определения рейтинга заявок, представленных российскими организациями на конкурс на право получения из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры

1. Настоящая методика определяет рейтинг заявок, представленных российскими организациями на конкурс на право получения из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры (далее соответственно - организации, конкурс, субсидия), на основании критериев, предусмотренных Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры, утвержденных Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. № 109 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры".

Удельный вес рейтинга, присуждаемого i-й заявке по критерию, касающемуся количества вновь создаваемых и модернизируемых высокотехнологичных рабочих мест в рамках реализации комплексного проекта, значимость которого составляет 10 процентов;

Удельный вес рейтинга, присуждаемого i-й заявке по критерию, касающемуся соотношения размера субсидии и размера заемных и (или) собственных средств, планируемых к привлечению для реализации комплексного проекта, значимость которого составляет 20 процентов;

,

Предложение i-го участника конкурса об объеме реализации импортозамещающей или инновационной продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта (млн. рублей);

Минимальный объем реализации импортозамещающей или инновационной продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта, установленного в конкурсной документации (млн. рублей);

Максимальный объем реализации импортозамещающей или инновационной продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта, заявленного одним из участников конкурса (млн. рублей).

,

Предложение i-го участника конкурса по количеству создаваемых и модернизируемых высокотехнологичных рабочих мест (штук);

Минимальное количество создаваемых и модернизируемых высокотехнологичных рабочих мест, установленное в конкурсной документации (штук);

Максимальное количество создаваемых и модернизируемых высокотехнологичных рабочих мест, заявленное одним из участников конкурса (штук).

5. Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию, касающемуся соотношения размера субсидии и размера заемных и (или) собственных средств, планируемых к привлечению для реализации комплексного проекта (), определяется по формуле:

,

Предложение i-го участника конкурса по соотношению размера субсидии и размера заемных и (или) собственных средств, планируемых к привлечению для реализации комплексного проекта;

Начальный (максимальный) размер соотношения размера субсидии и размера заемных и (или) собственных средств, планируемых к привлечению для реализации комплексного проекта, установленный в конкурсной документации.

Предложение i-го участника конкурса по количеству полученных патентов и (или) секретов производства (ноу-хау) (штук);

Максимальное количество полученных патентов и (или) секретов производства (ноу-хау), заявленное одним из участников конкурса (штук).

,

Предложение i-го участника конкурса по сроку реализации комплексного проекта (месяцев);

Начальный (максимальный) срок реализации комплексного проекта, установленный в конкурсной документации (месяцев).

Предложение i-го участника конкурса по наличию опыта реализации аналогичного комплексного проекта (штук);

Наибольшее количество выполненных аналогичных работ, заявленное одним из участников конкурса (штук).

Предложение i-го участника конкурса по объему экспорта продукции (тыс. долларов США);

Наибольший объем экспорта продукции, заявленный одним из участников конкурса (тыс. долларов США).

Приложение № 2
к предоставления
из федерального бюджета субсидий
российским организациям на возмещение
части затрат на создание
научно-технического задела по
разработке базовых технологий
производства приоритетных
электронных компонентов и
радиоэлектронной аппаратуры

Расчет
размера штрафных санкций, применяемых к российским организациям, получившим из федерального бюджета субсидии на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры

1. Размер штрафных санкций (тыс. рублей) (A) определяется по формуле:

,

Достигнутое значение i-го показателя (индикатора) эффективности реализации комплексного проекта, указанного в договоре о предоставлении субсидии, на дату окончания срока реализации комплексного проекта;

Плановое значение i-го показателя (индикатора) эффективности реализации комплексного проекта, указанного в договоре о предоставлении субсидии;

Удельный вес рейтинга заявки, определенного в соответствии с к Правилам предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры, утвержденным Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. № 109 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры", по соответствующему i-му показателю;

V - объем средств федерального бюджета, использованный организацией в рамках реализации комплексного проекта на момент окончания срока реализации такого проекта (тыс. рублей).

2. Размер штрафных санкций пропорционален степени недостижения показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта в рамках подпрограмм государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы", указанных в договоре о предоставлении субсидии.

Обзор документа

Российским организациям электронной и радиоэлектронной промышленности из федерального бюджета предоставляются субсидии на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектроаппаратуры. Речь идет о расходах на оплату работ по договорам на НИОКР в связи с реализацией комплексного проекта, на изготовление опытных образцов, макетов и стендов, производство опытной серии продукции и ее тестирование, сертификацию и (или) регистрацию и др.

Установлен порядок выделения средств.

Субсидии предоставляются в рамках подпрограмм госпрограммы России по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 гг. Средства выделяются организациям, прошедшим конкурсный отбор, по комплексным проектам, срок реализации которых не превышает 5 лет. При этом общая стоимость проекта и максимальный ежегодный размер субсидии по подпрограммам следующие. На телекоммуникационное оборудование - до 1,5 млрд руб. и не более 300 млн руб., на вычислительную технику - до 2,5 и не более 400, на специальное технологическое оборудование - до 2 и не более 300, на системы интеллектуального управления - до 1 млрд руб. и не более 200 млн руб.

Конкурсный отбор проектов проводится в 2 этапа. Первый - научно-техническая оценка проектов экспертным советом, создаваемым Минпромторгом России. Второй - оценка прошедших научно-техническую экспертизу проектов конкурсной комиссией Министерства по ряду критериев. Основными из них являются объем производства и реализации импортозамещающей или инновационной продукции, количество вновь создаваемых высокотехнологичных рабочих мест, число патентов и (или) секретов производства (ноу-хау), срок реализации комплексного проекта и объем экспорта созданной продукции.

В результате выполнения научного исследования в рамках проекта НУГ в 2012-2013 г.г. были разработаны общетеоретические основы кодификации и унификации в МЧП, позволившие решить следующие задачи:

установить научные подходы к определению объекта, способов и значения кодификации и унификации МЧП; проследить историю развития данных процессов в области МЧП; определить особенности международной и национальной унификации МЧП; проанализировать взаимосвязь и взаимовлияние современного кодификационного и унификационного процессов в МЧП. В результате проведенного исследования были убедительно доказаны следующие утверждения:

1. В процессе кодификации МЧП в XXI веке можно выделить следующие особые типы кодификации:

  • «пошаговая» кодификация – тип кодификации, в ходе которой единичное правотворчество, т.е. формулирование изолированных норм МЧП и частичная кодификация его отдельных институтов завершаются принятием нового сводного акта системного характера (Румыния);
  • консолидирующая кодификация– тип кодификации, осуществляемой путем объединения ряда нормативно-правовых актов, посвященных отдельным институтам и вопросам МЧП, в форму единого согласованного акта с внесением определенных новелл в исходный правовой материал (как правило, это второй этап «пошаговой» кодификации) (Польша, Чехия);
  • бланкетная кодификация– тип кодификации, в основе которого лежит приоритет международного унифицированному акта, регулирующего определенные трансграничные частноправовые отношения, посредством прямой к нему отсылки. Специфическим приемом бланкетной кодификации является сохранение статьи (раздела) закона, зарезервированной для будущей нормы – отсылки к определенному международному договору в случае его ратификации (Нидерланды).

В связи с тем, что в XXI веке уже накоплен и унифицирован значительный опыт правотворческой практики в МЧП, наиболее эффективными следует признать консолидирующую и бланкетную кодификацию, что и объясняет возрастающую в наше время популярность последней.

2. Присущей современному процессу кодификации МЧП чертой является использование (в качестве основного метода с точки зрения законодательной техники) международных унифицированных актов. В XXI веке национальный акт кодификации МЧП является системным изложением внутригосударственных и имплементированных в национальное право международных унифицированных норм.

3. В XXI веке национальные кодификации могут предусматривать применение еще не вступившего в силу международного договора (например, из-за отсутствия необходимого числа ратификаций) при условии, что данный договор уже ратифицирован соответствующим государством (ст. 145 (2) Книги 10 ГК Нидерландов). Таким образом, одной из возможных функций бланкетной кодификации МЧП является обеспечение опережающего унифицирующего эффекта международно-правового акта во внутреннем правопорядке. В результате использования отсылки унифицированные нормы приобретают юридическую силу в системе национального права раньше, чем в системе международного права.

4. В настоящее время принцип комплексности является одним из специфических принципов кодификации МЧП. Данный принцип означает, что процесс кодификации должен согласовывать все вопросы правового регулирования определенных общественных отношений. В наибольшей степени этому требованию отвечает автономная комплексная кодификация, направленная на разрешение коллизии законов и юрисдикций в максимально широкой сфере трансграничных частноправовых отношений. Эффективность принципа комплексности напрямую зависит от согласованности международно-правовых и национально-правовых подходов к использованию понятийного аппарата и специфических механизмов правового регулирования в МЧП (автономии воли сторон, принципу наиболее тесной связи, защитным оговоркам и обратной отсылке).

5. Наряду с прогрессивным развитием внутреннего законодательства одной из основных закономерностей современного общественного развития является углубляющаяся интернационализация права, которая означает сближение правовых систем, углубление их взаимодействия, взаимного влияния. Интернационализация права проявляется, прежде всего, в процессе унификации правовых норм. Унификация права – это создание одинаковых, единообразных норм во внутреннем праве разных государств, единственным способом создания которых является сотрудничество государств. Следовательно, унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание унифицированных правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. Наиболее ярким примером международной унификации МЧП в региональном аспекте выступает европейское частное право, важнейшей составляющей которого является коллизионное право.

Список основных относящихся к выбранному направлению исследований публикаций руководителя и исполнителей НУГ за три последних календарных года до даты объявления конкурса за 2012, 2013 и 2014 годы

1. Ерпылева Н.Ю., Гетьман-Павлова И.В. Кодификация международного частного права в Республике Грузия // Международное право и международные организации. 2012. № 2. C. 44-75.

2. Ерпылева Н.Ю., Гетьман-Павлова И.В. Кодификация международного гражданского процесса в республике Грузия // Государство и право. 2012. № 10. С. 54-65.

3. Гетьман-Павлова И.В. Применение иностранных публично-правовых норм в международном частном праве // Международное публичное и частное право. 2013. № 4. C. 8-12.

4. Касаткина А.С. Cовременные кодификации МЧП в странах Юго-Восточной Азии (Китайская Народная Республика и Япония) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 2. С. 144-164.

5. Касаткина А.С. Унификация коллизионных правил Европейского Союза в области наследования: новые подходы // Вопросы правоведения. 2013. № 3. С. 385-406.

6. Прошко П.В. Кодификации международного частного права в Нидерландах // Законодательство и экономика. 2013. № 5. С. 49-54.

Приложение 1

Имеющийся у коллектива научный задел по проекту
У авторов проекта накоплен опыт проведения подобного вида исследований. Министерством образования и науки Республики Хакасия поддержан грант по организации прикладных научных исследований: социологические исследования по изучению профессиональных намерений, трудовой мотивации обучающихся общеобразовательных школ, студентов, выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенных на территории Республики Хакасия» - протокол заседания конкурсного совета от 17.02.2011.

Руководителем данного проекта совместно с исполнителями разработаны программы групповой работы, включающие инновационные методы работы. С 2003г. ведется постоянная консультативная работа (индивидуальное, семейное консультирование) с представителями данной целевой аудитории.

Все участники проекта имеют наработки по данной проблеме в рамках диссертационных исследований. А.В. Мантикова исследовала ценностно-потребностную сферу личности делинквентной молодежи – правонарушителей, учащихся профессиональных училищ. Также, в 2011-2012гг. она принимала участие в исследовании маркеров экстремизма в молодежной среде на выборке 1000 человек, готовит публикацию по данной проблематике.
^ Список основных публикаций

участников коллектива, наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту
Научная статья: Гребешкова О.Ю. Возможности прогнозирования поведения человека в политических исследованиях с помощью метода семантического дифференциала, Молодёжь: Жизнь в политике и политика в жизни: Материалы V Международной научной конференции, Изд-во: Знаменитые универсанты, СПб., 2004. С. 60 – 64 – Русский.

Научная статья: Мантикова А.В. По материалам круглого стола «Суицид в молодёжной среде республики Хакасия», посвящённого всемирному дню борьбы с суицидом. Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: Материалы 4-й научно-практической конференции с международным участием, Абакан, 2011- Русский.

Научная статья: Мантикова А.В. Исследование юношеских страхов у девушек, являющихся студентками ХГУ и рекомендации по нивелированию юношеских страхов и оптимизации взаимодействия со сверстниками у девушек. Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: Материалы третьей международной научно-практической конференции / науч. ред. Т.А. Фотекова, «Диалог Сибирь-Абакан», Абакан, 2008. С. 61 - 65- Русский.

Тезисы доклада/выступления Комарова Н.М., Психологические аспекты адаптации людей к условиям рыночной экономики. Материалы международной научно-практической конференции. Абакан: Изд. ХГУ им. Катанова, 2000 – Русский.

Научная статья: Комарова Н.М. Формирование интересов, склонностей и способностей к управленческим профессиям у старшеклассников в условиях общеобразовательной школы. Прикладная психология. ПВ-97. М: Изд. «Магистр», 1997. С. 72-79 – Русский.

Научная статья: Гребешкова О.Ю. Противоречия в структуре личности и политическая активность молодежи. Вестник Томского государственного университета: Бюллетень оперативной научной информации. Социально-психологические проблемы сохранения здоровья нации в развивающейся России. 2006. С. 113, 128 - Русский.

Научная статья: Комарова Н.М. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. Вестник ХГУ им.Н.Ф.Катанова – Абакан, 1997. Серия 2: Психология. Педагогика/Отв.ред. С.В.Фатеев. Вып.2, 1997 – Русский.

Научная статья: Мантикова А.В. Теоретические основы формирования ценностно-потребностной сферы личности. Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: Материалы 4-й научно-практической конференции с международным участием, Абакан, 2011- Русский.

Научная статья: Комарова Н.М. К вопросу об использовании профессионального потенциала в условиях рыночной экономики. Вестник Хакасского технического института-филиала КГТУ. 2003, №14., 2003- Русский.

Научная статья: Мантикова А.В. Мотивация обучения в вузе как фактор развития личности, Психология XXI века Актуальные проблемы и тенденции развития: Материалы международной научно-практической конференции конференции 17-18 декабря 2007г. Часть II. / Пензенский филиал НОУ «МНЭПУ», «МГОУ», «ПГПУ» им. В.Г. Белинского; отв. Ред. И.П. Шахова, Изд-во МНЭПУ, Пенза, 2007. С. 108 - 109- Русский.

Комарова Н.М. Условия формирования интересов, склонностей и способностей у старшеклассников к управленческим профессиям. Материалы республиканской научно-практической конференции/ под ред. Н.А.Агафонова – Красноярск: Изд.КГПУ, 1997 – Русский.

Методическая разработка: Мантикова А.В. , Колмакова Н.В. , Психологическая готовность «во всеоружии»: выход молодой мамы на работу. Методология работы, техники и диагностический инструментарий работников службы занятости, "РОСА", Абакан, 2010. С. 63 – 68 - Русский.

Научная статья: Мантикова А.В. , Колмакова Н.В. Выпускники вузов как потенциальные субъекты рынка труда, "Наука и общество: взгляд молодых исследователей": материалы 5-й научной конференции школьников и студентов с международным участием 1-2 декабря 2011 г., ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», Абакан, 2011. С. 14 - 15- Русский.

Научная статья: Гребешкова О.Ю. Исследование политической активности молодежи Хакасии. Реальный и виртуальный мир нового тысячелетия: Тезисы докладов IV международной научной конференции. – СПб., 2002. С. 43-45 - Русский.

Финансирование научных исследований в российских академических институтах и университетах осуществляется в основном за счет средств, распределяемых научными фондами или целевыми программами на конкурсной основе. К основным государственным научным фондам, финансирующим фундаментальные научные исследования в России, относятся Российский научный фонд (РНФ), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Совет по грантам Президента Российской Федерации и Совет по грантам Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований.

Чтобы получить грант на определенный научный проект, требуется подать заявку в фонд, оформленную в соответствии с условиями объявленного конкурса. Каждую заявку сначала оценивают эксперты, а затем экспертный совет фонда, который выносит решение о выделении финансирования или об отказе в поддержке. В настоящей статье приведены общие советы по подготовке заявок на конкурсы грантов российских научных фондов. Эти советы основаны во многом на собственном опыте и могут служить отправной точкой к знакомству с ключевыми источниками в области искусства получения финансирования на проведение научных исследований. Приведенные рекомендации могут быть полезны начинающему исследователю, которому необходимо самостоятельно готовить заявки на получение грантов научных фондов.

Выбор фонда

Начинать готовить и подавать заявки для участия в конкурсах грантов научных фондов на проведение исследований желательно уже в студенческие годы. Действительно, довольно сложно выиграть грант для поддержки исследований независимой научной группы без опыта руководства индивидуальными грантами. Участвуйте в конкурсах на финансирование исследований для студентов и аспирантов, проводимых в вашем университете, городе, регионе. Приобретаемый опыт постепенно позволит готовить качественные и успешные заявки.

Лучше начинать с заявок на гранты с относительно небольшим объемом финансирования. Как правило, в конкурсах с небольшим выделяемым объемом средств упрощена финансовая отчетность, поэтому меньше усилий потребуется затратить на менеджмент проекта. При подготовке заявок на конкурсы небольших грантов основное внимание можно будет уделить научной составляющей проекта.

Внимательно ознакомьтесь с условиями программ различных государственных и частных фондов и выберите наиболее подходящий для вашей работы конкурс грантов. Выбирайте надежные фонды с хорошей репутацией и экспертным советом, в состав которого входят ведущие ученые. Нужно четко представлять, какие проекты планируют поддержать организаторы конкурса: фундаментальные или прикладные, непродолжительные или долгосрочные, индивидуальные или коллективные. Не обязательно принимать участие во всех доступных конкурсах - это позволит правильно распределить время между научной работой и поиском финансирования. При этом важно помнить, что некорректно отправлять одну и ту же заявку в несколько фондов одновременно.

Желательно посмотреть списки поддержанных фондом проектов прошлых лет, что позволит получить представление о предпочтениях экспертного совета по тематике исследований и квалификации руководителей проектов. В последние годы многие фонды публикуют статистические сведения о доле отклоненных заявок, областях знаний и возрасте руководителей поддержанных проектов. Анализ этих сведений может быть полезен при принятии решения о том, подходит ли данный конкурс для финансирования вашего научного проекта.

Обязательно нужно внимательно изучить анкету эксперта и критерии, по которым будет оцениваться заявка на получение гранта. Помните, что эксперт, как правило, очень занятой человек и у него не будет возможности искать/запрашивать дополнительные сведения о проекте и его исполнителях. Вся информация, соответствующая критериям оценки проекта, должна быть отражена в заявке. Если какой-то критерий, например перспективы прикладного применения результатов, по объективным причинам не подходит для оценки вашего проекта, постарайтесь разъяснить это в тексте заявки.

Название и аннотация проекта

Аннотация - это краткое содержание заявки. Она должна отражать все составляющие проекта: актуальность исследования, цель работы, основные задачи исследования, используемые стратегию и подходы, новизну ожидаемых результатов, их значение для данной области науки и возможное практическое применение. Советы по каждому из разделов приведены ниже. При подготовке аннотации пользуйтесь общепринятой терминологией, избегайте использования аббревиатур и технического жаргона.

К частым ошибкам начинающих заявителей можно отнести отсутствие в аннотации формулировки решаемой научной проблемы. Определите, какой тип исследования вы планируете проводить: заполнение «брешей» в существующем массиве научных данных, разрешение сложившихся противоречий или прорывное исследование на фронте научного направления.

Полезны при подготовке аннотаций конкретные примеры, в которых можно найти удачные формулировки и выражения, но которые, конечно, нельзя полностью копировать. Примеры аннотаций поддержанных заявок для участия в конкурсах грантов на проведение исследований можно найти на сайтах некоторых крупных научных фондов, например Российского научного фонда: http://grant.rscf.ru/searchproj#

Ключевые слова должны соответствовать тематике исследования, так как зачастую используются для выбора экспертов, которые будут оценивать заявку, и секции экспертного совета, которая будет отбирать лучшие проекты.

Название проекта не должно быть излишне наукообразным и может быть даже оригинальным, подчеркивая актуальность ваших замыслов. В то же время название не должно быть чересчур широким и общим. При формулировке темы старайтесь не быть многословными. Для составления первого варианта названия можно порекомендовать использовать ключевые слова проекта.

Цели и задачи проекта

Научную цель проекта необходимо формулировать сразу и предельно четко. Безусловно, планируемое исследование должно быть очень высокого уровня. В то же время даже оригинальная и интересная научная идея не всегда находит поддержку у экспертов. Поэтому основная цель исследования в заявке на грант должна быть, с одной стороны, актуальной и, с другой стороны, достижимой. Иными словами, важно соблюдать баланс между значением исследования для данной области наук и риском невыполнения проекта.

После формулировки глобальной цели исследования отдельно приводятся задачи проекта, решение которых необходимо для достижения цели. Конкретные задачи должны быть направлены не просто на сбор и анализ новых данных, но на проверку гипотез, выяснение механизмов или создание новых теорий. Выдвинутые гипотезы должны быть проверяемыми и хорошо обоснованными. Формулировка цели и задач исследования в принципе сходны с их формулировкой в магистерской или кандидатской диссертации. Студентам и аспирантам можно порекомендовать предварительно ознакомиться с пособиями по подготовке диссертаций к защите.

План проведения исследований

План проведения исследований - это, пожалуй, наиболее важная часть заявки. Уделите достаточно времени на подготовку этого раздела. Тщательно продуманный план исследования в зависимости от требований конкурсной документации желательно разбить на этапы, каждый из которых должен включать конкретные шаги или действия. План выполнения проекта должен быть логично построен и четко структурирован и должен строго соответствовать поставленным задачам. Аргументируйте необходимость проведения каждой запланированной серии экспериментов. Разъясните, в чем преимущества предлагаемой вами схемы экспериментов или разрабатываемой модели. Планируемое исследование должно быть качественным, то есть предполагать использование всех необходимых контролей и адекватных методов анализа результатов. Важно отметить, что план проекта должен позволять оценить выполнимость отдельных стадий исследования.

Стоит предусмотреть дополнительные сценарии выполнения проекта. Например, указать возможные альтернативные подходы в том случае, если основной подход не удастся реализовать по объективным причинам. Желательно запланировать использование нескольких взаимодополняющих стратегий для решения поставленных задач. Кроме того, можно упомянуть, какие пути выполнения проекта будут реализованы в случае опровержения одной из проверяемых гипотез. Таким образом, вы сможете минимизировать уязвимые стороны заявки.

Если вы впервые подаете заявку на самостоятельный независимый проект в качестве руководителя научной группы, постарайтесь прояснить в тексте, каким образом ваш проект отличается от проектов научного руководителя группы, в которой вы ранее работали. В качестве одной из слабых сторон проектов начинающих исследователей эксперты иногда указывают, что «проект является продолжением работ большого коллектива ученых» или «трудно понять, будет ли заявленный руководитель проекта реальным его руководителем». Опыт исследователей разных стран показывает, что довольно трудно получить поддержку первого крупного проекта в том случае, если руководитель заявки не менял место своей работы после получения ученой степени.

Раздел «Методы и подходы» должен содержать информацию о стратегии и подходах к проведению исследования. Этот раздел желательно разбить на подпункты с отдельными подзаголовками. В заявке на грант не требуется приводить подробные протоколы и описание выбранных методик. Однако важно не просто перечислить методы, которые планируется использовать для реализации ваших замыслов, но и продемонстрировать их адекватность для решения поставленных задач. Постарайтесь уделить особое внимание обоснованию эффективности выбранных методов и подходов, привлекая данные литературы. Укажите новые разрабатываемые вами методы или подходы, которые нередко оцениваются экспертами отдельно. Если вы планируете проводить часть исследования в сотрудничестве с другими научными коллективами, желательно указать, какие именно эксперименты будут проведены совместно.

Обзор литературы

Раздел «Обзор литературы» должен знакомить эксперта с современным состоянием выбранной области исследований и одновременно демонстрировать полноту владения заявителем данными литературы по разрабатываемой тематике. Этот раздел часто составляется после подготовки основного плана исследования. В начале раздела желательно отразить взгляд на решаемую проблему со стороны всей области наук. Ясно изложите только основные сведения, позволяющие подвести читателя к необходимости решения указанной проблемы. Не углубляйтесь в частные детали, помните, что текст должен легко читаться. Покажите критическое отношение к данным литературы, изложите варианты интерпретации имеющихся сведений разными научными школами. В этом разделе можно привести список цитируемой литературы, включая источники в рецензируемых журналах с высоким рейтингом. В некоторых случаях приветствуются цитаты ведущих специалистов в данной области.

В заключении этого раздела необходимо кратко изложить главный вывод из анализа данных литературы, обосновывающий актуальность выбранного направления исследования (например, «заполнение брешей» или разрешение сложившихся противоречий) и его новизну.

Ожидаемые результаты

В разделе «Ожидаемые результаты» стоит перечислить как конкретные научные результаты, которые будут получены в ходе выполнения проекта, так и их возможное применение. Заранее продумайте, будут ли в ходе проведения исследования проверены какие-либо гипотезы, созданы новые теории и сделаны определенные выводы. Достижение ожидаемых результатов должно поддаваться проверке в случае поддержки проекта, поэтому желательно сформулировать их в виде отдельных утверждений. Самостоятельно сформулируйте ограничения в применимости и интерпретации предполагаемых результатов. Важно также кратко обсудить, какие долгосрочные перспективы откроет завершение запланированного вами исследования. В качестве практического применения результатов фундаментальных исследований можно указать их использование в образовательном процессе.

Многие фонды в одном из разделов заявки просят указать так называемые ожидаемые показатели результативности проекта (или отчетные индикаторы). Отнеситесь к заполнению этих таблиц внимательно. Не стоит завышать ожидаемые показатели, в особенности число защищенных диссертаций и число публикаций в журналах, индексируемых в наукометрических базах данных. Если проект будет поддержан, научный руководитель будет нести ответственность за выполнение этих показателей. В случае невыполнения указанных в заявке индикаторов фонд на любом из этапов может прекратить финансирование проекта и внести имя руководителя в так называемый «черный список», не позволяя ему в течение нескольких лет принимать участие в конкурсах фонда. Важно заслужить и сохранить репутацию надежного грантодержателя, выполняющего свои обязательства.

Имеющийся задел

В разделе «Имеющийся задел» заявки, помимо полученных предварительных результатов или разработанного инструментария, отдельно стоит указать сведения, свидетельствующие о достижимости ожидаемых результатов. Это могут быть сведения о квалификации руководителя и исполнителей, объеме выполненных ранее научной группой исследований, имеющихся публикациях по теме проекта, наличии созданных для выполнения проекта уникальных условий или установок, международном сотрудничестве.

Приложите копии имеющихся у вас наиболее значимых публикаций, относящихся к тематике исследования. Эксперт сможет ознакомиться с ними, что позволит убедить его в том, что квалификация исполнителей проекта достаточна для решения поставленных задач. Научная продуктивность руководителя проекта - основной критерий оценки его квалификации.

Воспользуйтесь возможностью добавить в текст заявки дополнительные сведения о научных достижениях руководителя и исполнителей проекта. Укажите для каждого из участников список премий, дипломов за научные доклады на конференциях, сертификатов об окончании курсов повышения квалификации, участии в научных школах, в том числе с персональной грантовой поддержкой, сведения о руководстве дипломными работами и успехах учеников.

Менеджмент проекта

В ряде конкурсов в качестве одного из существенных критериев оценки заявки обозначен «уровень менеджмента проекта». В этом случае уделите особое внимание планированию исследования. Перечислите этапы и сроки выполнения отдельных работ, составьте подробный график проекта, план закупок, сроки командировок и экспедиций. Укажите обязанности и занятость всех исполнителей проекта.

Составление сметы - важный этап подготовки заявки на конкурс грантов. Составьте список всех планируемых затрат, включая оплату труда исполнителей проекта, закупку оборудования и материалов, оплату расходов на проведение экспедиций и командировок с целью участия в конференциях, оплату услуг сторонних организаций, а также накладные расходы организации на техническое сопровождение проекта. При составлении сметы расходов следуйте инструкциям и рекомендациям фонда, указанным в конкурсной документации, и не завышайте запрашиваемый объем финансирования. По каждому из видов затрат представьте подробное обоснование, что позволит экспертам убедиться в том, что руководитель проекта знает, на что будут израсходованы средства гранта. Проверяйте стоимость оборудования и расходных материалов, а также то, какие закупки разрешает осуществлять фонд (например, некоторые фонды не позволяют расходовать средства гранта на приобретение оргтехники и компьютеров).

Подробно изложите, на какой площадке планируется проводить исследования. Стоит указать, что работа будет выполняться с использованием оборудования ресурсных центров университета или института. Желательно упомянуть, достаточно ли для выполнения проекта имеющейся в вашем распоряжении материально-технической базы.

Заключительный этап подготовки заявки

Проверьте, насколько актуальны и логично построены запланированные исследования.

Уделите большое внимание оформлению заявки. Четко формулируйте свои мысли, структурируйте текст заявки, разбейте его на подразделы, пункты и т. п. Проверьте оформление ссылок на цитируемую литературу.

Попросите ваших коллег, в том числе специалистов в другой области, прочитать содержательную часть проекта и высказать свои замечания (так называемое «внутреннее рецензирование»). Мнение коллег поможет вам выявить слабые стороны заявки до того, как она попадет в руки экспертов. Поэтому желательно таким образом планировать свое время, чтобы подготовить первую версию заявки заранее. Даже если сроки написания заявки очень сжатые, стоит отложить текст на несколько дней, чтобы затем посмотреть на него свежим взглядом.

Внимательно проверьте правильность оформления всех документов перед отправкой заявки в фонд (как в электронном, так и в бумажном варианте). Зачастую отсутствие одной подписи или справки может послужить поводом для отклонения заявки по техническим причинам. Некоторые фонды принимают заявки в онлайн-варианте; в этом случае необходимо уточнить, требуется ли приложить сканированный вариант подписанных документов.

Если проект не был поддержан

Доля поддержанных проектов зависит от исходных требований фонда к руководителю и коллективу исполнителей и от объема выделяемого финансирования. Ваш проект может оказаться в числе неподдержанных. Постарайтесь использовать эту возможность для совершенствования в области «грант-райтинга». Подготовленная заявка и тщательно спланированное исследование - важный результат вашей работы, который может быть использован в дальнейшем.

В случае отказа фонда в поддержке вашего проекта нужно обязательно запросить отзывы экспертов, а также результаты технической проверки. Объективное отношение к отзывам экспертов - прекрасная возможность улучшить как ваши навыки в подготовке заявок, так и план проведения исследования. После внимательного изучения отзывов экспертов нужно принять решение, стоит ли совершенствовать заявку, чтобы подать ее на конкурс повторно. Желательно запросить отзывы экспертов и в том случае, если ваш проект был поддержан. Как правило, в экспертном заключении отражены сильные и слабые стороны проекта, поэтому знакомство с ним позволит вам скорректировать план проведения исследования.

В некоторых случаях экспертные заключения на один и тот же проект могут быть прямо противоположными. Если вы считаете, что отзыв эксперта составлен непрофессионально или с нарушением этических норм, стоит через определенное время обратиться в фонд с возражениями против выводов эксперта. Это не повлияет на результаты завершенного конкурса по отношению к поданной вами заявке, но позволит повысить качество экспертизы в фонде в дальнейшем. В ответе на экспертные заключения подробно приведите обнаруженные противоречия и «аргументы против», но ни в коем случае не обсуждайте личность и профессионализм эксперта.

А если ваш проект был поддержан и вы выиграли грант, то вас можно поздравить! Помните, что вам нужно будет выделить время на заключение договора или соглашения о финансировании научных исследований.

McInnes R., Andrews B., Rachubinski R. Guidebook For New Principal Investigators. Advice on Applying for a Grant, Writing Papers, Setting up a Research Team and Managing Your Time. 2005: