Презентация на тему обмен веществ. Презентация по биологии на тему "обмен веществ и энергии". Метаболизм глюкозы в организме

2.Обмен веществ и функции.

3. Принципы регуляции обмена веществ.

Слайд 2

Взаимосвязь обмена веществ и энергии.

Обмен веществ заключаются:

1) в поступлении веществ в организм из внешней среды;

2) в усвоении и изменении их;

3) в выделении образующихся продуктов распада.

Слайд 3

Ассимиляция и диссимиляция

  • Слайд 4

    Обмен веществ представляет собой единство двух противоположных процессов:

    ассимиляции и диссимиляции.

    Ассимиляция – это сумма процессов созидания живой материи.

    Слайд 5

    Диссимиляция

    – разрушение живой материи, распад, расщепление веществ, входящих в состав клеточных структур.

    При этом образуются удаляемые из организма продукты распада.

    Слайд 6

    Процессы ассимиляции и диссимиляции неотделимо связаны, но не всегда являются взаимно уравновешенными.

    Слайд 7

    Значение обмена веществ

    • При расщеплении питательных веществ аккумулированная в них энергия освобождается.
    • Она расходуется на нужды организма, превращаясь в электрическую, тепловую, механическую.
  • Слайд 8

    • Организм животных постоянно расходует различные вещества и энергию.
    • Поэтому он нуждается в пище, содержащей сложные органические вещества:
    • белки, жиры и углеводы.
  • Слайд 9

    Питательные вещества их функции

    • Белки
    • Углеводы
    • Энергетическая
    • Пластическая
  • Слайд 10

    Способы получения энергии

    • Аэробный
    • Анаэробный
    • Их комбинация
  • Слайд 11

    • Использование энергии в организме
    • На поддержание температуры
    • На поддержание структурно - функционального состояния тканей
    • На осуществление осмотических, химических, электрических процессов
  • Слайд 12

    Использование энергии в органах

  • Слайд 13

    • На поддержание тонуса мышц
    • На обеспечение ритмических сокращений
    • На секрецию
    • На активный транспорт веществ (всасывание, биоэлектрические процессы)
  • Слайд 14

    Пластическая функция питательных веществ

    Использование их на образование и обновление клеточных структур.

    Продолжительность жизни у сахаров и полисахаридов часы и дни.

    Слайд 15

    Принципы регуляции обмена веществ.

  • Слайд 16

    • Регуляция обмена веществ
    • направлена на поддержание
    • концентрации белков, жиров и углеводов
    • во внутренней среде на определенном уровне.
  • Слайд 17

    • Потребности в Б.Ж и У зависят
    • от функционального состояния организма:
    • покой, деятельность, после деятельности.
  • Слайд 18

    • Сдвиги содержания
    • питательных веществ являются
    • системообразующим фактором.
    • Формируется
    • функциональная система,
    • деятельность которой
    • нормализует уровень
    • питательных веществ.
  • Слайд 19

    Элементы функциональной системы.

    1) Системообразующий фактор – концентрация в крови Б. Ж. и У в виде мономеров.

    2) Сигнальное устройство представлено рецепторами, отслеживающими уровень питательных веществ.

    Слайд 20

    3) Аппарат управления

    Им является ЛРК.

    В зависимости от изменения содержания веществ в крови меняется активность ЖВС и АНС.

    Слайд 21

    В итоге изменяется:

    1) потребление веществ;

    2) всасывание;

    3) депонирование;

    4) выведение веществ из депо;

    5) утилизация веществ.

    Слайд 22

    • Проявления активации анаболизма
    • Синтез гликогена
    • Синтез жирных кислот
    • Синтез нейтральных жиров
    • Синтез белка
  • Слайд 23

    • Проявления активация катаболизма
    • Активация гликолиза
    • Активация глюконеогенеза
    • Активация протеолиза
    • Использование мономеров в цикле Кребса
  • Слайд 25

    Функциональная система регуляции уровня питательных веществ

  • Слайд 26

    • поведение
    • Б.Ж.У

    1.Поступление пищи

    2.Переваривание

    3.Всасывание

    4.Депонирование

    5.Извлечение из депо

    • Обратная связь
    • Гуморальные влияния
    • Нервные влияния

    6. Утилизация

    Слайд 27

    Характеристика обмена углеводов.

  • Слайд 28

    Значение углеводов

    а) Энергетическая функция.

    Резерв углеводов представлен гликогеном, но топливным веществом является глюкоза.

    Окисление 1г глюкозы приводит к выделению 4 ккал. тепла.

    При суточном потреблении углеводов 500г. выделяется 2000 ккал.

    Слайд 29

    Запасы гликогена

    • В печени – 500 г
    • Мобильные запасы в скелетных мышцах 200 г.
    • Обеспечивают кратковременную работу мышц
    • В сердце – 90 г
  • Слайд 30

    Пластическая функция.

    • Углеводы являются компонентами мембран,
    • межклеточных контактов,
    • соединительной ткани,
    • молекулярных и межмолекулярных связей,
    • в том числе и ответственных за иммунитет.
  • Слайд 31

    Особенности регуляции обмена глюкозы.

  • Слайд 32

    Обменглюкозы состоит из:

    1) расходования резерва из депо гликогена или пополнение депо;

    2) использования глюкозы клетками.

    Слайд 33

    Функциональная система поддержания уровня глюкозыв крови

  • Слайд 34

    • поведение
    • Глюкоза
    • N= 3,4-4,6
    • ммоль/л
    • Обратная связь
    • Гуморальные влияния
    • Нервные влияния

    1.Инсулин

    2.Контринсулярные

    Глюкагон

    Глюкокортикоиды

    Соматостатин

    Адреналин

    Слайд 35

    Характеристика обмена липидов.

    • Рассмотрим обмен нейтральных жиров – триглицеридов.
    • Их структурным компонентом являются жирные кислоты.
    • Нейтральные жиры используются главным образом как энергетические вещества.
    • Однако функции липидов многогранны.
  • Слайд 36

    Значение для организма.

    1) Энергетическая функция.

    1г жира при сгорании выделяет 9г ккал.

    Суточная потребность в жирах 60г, что обеспечивает 540 ккал.

    Наличие депо нейтрального жира позволяет обходиться без пищи в течение нескольких недель.

    Слайд 37

    • Адипоциты (жировая ткань) является в основном хранилищем биологической энергии.
    • Но жиры используются только при нехватке углеводов
  • Слайд 38

    2) Пластическая функция:

    а) Нейтральные жиры – подушка для органов;

    б) Фосфолипиды – компоненты мембран, предшественники многих БАВ (ферментов, гормонов), переносчики.

    Слайд 39

    в) холестерин – предшественник стероидных гормонов, желчных кислот, обеспечивают текучесть мембран.

    Слайд 40

    Регуляция обмена липидов.

    • Обмен липидов заключается в накоплении их в адипоцитах и освобождении с включением в обмен жирных кислот.
    • Адипоциты размножаются в первые годы жизни (поэтому нельзя ребенка перекармливать).
  • Слайд 41

    Адипоциты превращают в жиры углеводы, белки и даже фрагменты различных молекул.

    Слайд 42

    Гормональная регуляция.

    1) Гипофиз.

    Соматотропный гормон обладает жиромобилизующим действием:

    стимулирует окисление нейтральных жиров.

    2) Щитовидная железа.

    Тироксин – действие такое же, как и у соматотропного гормона, но в скелетной мускулатуре.

    Слайд 43

    3) Надпочечник.

    Глюкокортикоиды – тормозят окисление жиров.

    Слайд 44

    Поджелудочная железа.

    а) увеличивает переход глюкозы в жиры;

    б) стимулирует поглощение свободных жирных кислот адипоцитами;

    Слайд 45

    Нервная регуляция

    Осуществляется АНС:

    • Симпатическая нервная система
    • усиливает окисления жиров и увеличивает
    • выход свободных жирных кислот
    • Парасимпатическая система
    • способствует накоплению жиров в адипоцитах.
  • Слайд 46

    Поведение

    Определяет количество потребления, качественный состав пищи и уровень активности организма.

    Слайд 47

    Характеристика обмена белков.

    • Особенности обмена.
    • Обмен белков определяют по поступающему и выводимому азоту.
    • Различают:
  • Слайд 48

    1) Азотистое равновесие: введенный с пищей азот = выводимому.

    2) Отрицательный азотистый баланс: выводится азота больше, чем поступает с пищей.

    3) Положительный азотистый баланс: выводится азота меньше, чем поступает с пищей.

    Слайд 49

    Коэффициент изнашивания белка

    • Распад белка и выведение азота происходит постоянно, даже при голодании.
    • Наименьшие потери белка в условиях покоя обозначаются как коэффициент изнашивания белка (КИБ),
    • равен 32г в сутки.
  • Слайд 50

    Значение белка для организма

    1) Энергетическая функция.

    1г белка при сгорании выделяет 4 ккал. Тепла.

    Суточная потребность в белках составляет 120г, что обеспечивает выделение 480 ккал тепла.

    Слайд 51

    2) Пластическая функция.

    а) Глобулярные белки - образуют гормоны, ферменты.

    б) Фибриллярные белки являются компонентами мембран, межклеточного вещества.

    Слайд 52

    Для обеспечения пластической функции необходимо учитывать:

    Наличие в пище незаменимых аминокислот;

    Достаточность поступления белка в организм.Нервная регуляция.

    • Центр обмена белка находится в гипоталамусе.
    • При его повреждении наблюдается повышение распада белка.
    • Усиленное питание не спасает организм от гибели
    • Роль поведения.
    • В виде пищевого предпочтения.
  • Слайд 56

    Питание как фактор здоровья и его риска.

    Питание обеспечивает самочувствие, работоспособность, сопротивляемость, долголетие.

    Позволяет корректировать здоровье.

    Слайд 57

    Теоретические основы питания.

    1) Теория сбалансированного питания: количество и качество пищи должно соответствовать энергетическим и пластическим потребностям.

    Энергетическая ценность зависит от:

    а) вида деятельности и может составлять от 2000 до 5000 ккал/сутки.

    Слайд 58

    б) усваиваемости пищи.

    Животная усваивается на 95%, растительная на 80%, смешанная на 90%.

    в) Существует понятие «изодинамия питательных веществ».

    Это способность одного вещества заменять другое с точки зрения

    « энергетической стоимости» (2г. углеводов = 1г. жира).

  • Слайд 59

    Пластическая потребность организма удовлетворяется наличием в рационе разнообразных продуктов питания, которые включают:

    • 20 аминокислот,
    • 17 витаминов,
    • соли,
    • микроэлементы
    • всего 100 компонентов
  • Слайд 60

    2) Теория адекватного питания

    Суть ее в том, что:

    а) в пище должны присутствовать как нужные, так и балластные вещества;

    б) пища должна поддерживать нормальную микрофлору кишечника;

    Слайд 63

    Необходимо учитывать,

    • что после плотного обеда умственная деятельность затрудняется.
    • Большие промежутки между приемами пищи повышают аппетит, и количество пищи будет съедено больше, чем нужно.
  • Слайд 64

    • Характер питания может изменяться с профилактической целью.
    • Существует диетическое питание.
  • Посмотреть все слайды















    Включить эффекты

    1 из 15

    Отключить эффекты

    Смотреть похожие

    Код для вставки

    ВКонтакте

    Одноклассники

    Телеграм

    Рецензии

    Добавить свою рецензию


    Аннотация к презентации

    Презентация по биологии на тему "Обмен веществ в организме" поможет учителю в проведении урока. Целью презентации является изучение совокупности химических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Материал дополнен тематическими таблицами и иллюстрациями, текст прекрасно структурирован.

    1. Энергетический обмен
    2. Обмен веществ в клетке
    3. Продукты, богатые белками
    4. Расщепление белков
    5. Расщепление жиров
    6. Расщепление углеводов

      Формат

      pptx (powerpoint)

      Количество слайдов

      Лошкарева В.И.

      Аудитория

      Слова

      Конспект

      Присутствует

      Предназначение

      • Для проведения урока учителем

    Слайд 1

    Слайд 2

    • Обмен веществ

    это совокупность химических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность организма

    • пластический

    совокупность процессов биосинтеза, при которых из более простых веществ синтезируются сложные с накоплением энергии химических связей

    • энергетический

    совокупность ферментативных процессов расщепления сложных органических веществ в организме

  • Слайд 3

    Энергетический обмен

  • Слайд 4

    Обмен веществ в клетке

  • Слайд 5

    Функции белков, жиров и углеводов

  • Слайд 6

    Продукты, богатые белками

  • Слайд 7

    Взаимное превращение веществ в организме

  • Слайд 8

    Расщепление белков

  • Слайд 9

    Расщепление жиров

  • Слайд 10

    Расщепление углеводов

  • Слайд 11

    Продукты, богатые углеводами

  • Слайд 12

    Использование воды организмом

  • Слайд 13

    Выводы

  • Слайд 14

    Домашнее задание:

    • § 36;
    • подготовить ответы на вопросы стр. 148
  • Слайд 15

    Использованные материалы:

    1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Человек и его здоровье 8 класс».
    2. Учебник. Биология. Человек. 8 класс. А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш.
  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Цели урока:

    Ход урока.

    Учитель.

    Наблюдатели.

    Учитель.

    Эксперт 1. Когда-то миллионы лет назад,

    Бактерии, простейшие, грибы,

    Эксперт 2.

    Эксперт 1.

    Что такое атмосфера?

    Выпишите состав атмосферы.

    Положительная роль бактерий.

    Эксперт 2.

    Значение атмосферы:

    Эксперт 1.

    Озоновая дыра.

    Парниковый эффект.

    Эксперт 1.

    Наблюдатели.

    Эксперт 1. Итак, подведем итог.

    Эксперт 2.

    Эксперт 1.

    Эксперт 2. Столетьями приумножая знанья,

    Предназначенья миссии своей.

    В сотрудничестве раздвигать!

    Пред нами ныне 21 век,

    Разумное творение Природы!

    Учитель.

    Рефлексия.

    1 существительное

    2 прилагательных

    3 глагола

    4 слова (фраза)

    1 существительное (точка).

    Литература:

    Бавыкина Н.А., Дедух Г.В., Ярославцева И.Ф.

    Тема: Роль атмосферы и бактерий в жизни планеты (интегрированный урок-конференция, 8 класс)

    Аннотация: Презентационное сопровождение урока

    Цели урока:

    1. Создание условий для изучения состава атмосферы, групп бактерий, их роли в природе и жизни человека.

    Развивать познавательный интерес к предмету, умения находить в тексте материал для выполнения проекта.

    Воспитывать бережное отношение к природе, расширять санитарно-гигиенические представления учащихся.

    Оборудование: презентация, листы ватмана, фломастеры.

    Ход урока.

    Учитель. Урок сегодня необычный, его проводят три учителя: учитель биологии, учитель географии и учитель химии. Есть вопросы, которые находятся на границе этих наук: химии, биологии и географии.

    Мы с вами являемся участниками конференции на тему « Роль атмосферы и бактерий в жизни планеты».

    На конференции присутствуют группы ученых: географы, микробиологии, экологи, химики, а также эксперты.

    В адрес нашей конференции пришло послание. Зачитаем его.

    Приветствуем Вас, жители планеты Земля, именующие себя Человечеством. Наблюдая за вашей планетой, мы обнаружили, что она имеет оболочку, заселенную живыми организмами. Наряду с высокоорганизованными существами широко представлены древние организмы, вы их называете бактерии. Они играют важную роль в процессах, происходящих в природе. От их жизнедеятельности зависит постоянство газового состава атмосферы, они очищают поверхность планеты от гниющих остатков. Мы часто задаем вопрос «Возможно ли существование человека без бактерий?»

    Несмотря на их возраст, интерес к этим организмам не ослабевает, и нам хотелось бы узнать почему?

    С уважением отряд наблюдателей с планеты Вибрион.

    А вот и сами наблюдатели к нам прилетели.

    Наблюдатели. Мы узнали, что вы готовите конференцию и просим вас рассказать, чем же интересна ваша планета, может быть, свою мы тоже обустроим по-новому.

    Учитель. Уважаемые наблюдатели, просим вас занять почетное место рядом с экспертами. Предлагаем послушать ученых по интересующему вас вопросу.

    Эксперт 1. Когда-то миллионы лет назад,

    На нашей замечательной планете

    Возникла жизнь, и начался парад

    Невидимых существ на этом свете.

    Бактерии, простейшие, грибы,

    Не счесть червей, и так от века к веку

    Жизнь становилась гуще и сложней

    И, наконец, дошла до человека.

    Эксперт 2. Цель нашей конференции познакомиться с особенностями воздушной оболочки Земли, ее строением, составом, ролью в жизни планеты, значением бактерий в природе и жизни человека и экологическими проблемами, возникшими в результате хозяйственной деятельности человека.

    Эксперт 1. Группы ученых проанализируют материал учебника, согласно инструктивной карточки, подготовят выступление и проект. На подготовку выступления вам дается 10 минут.

    Инструктивная карточка географов.

    Цель. Изучить состав, строение и значение атмосферы. Подготовить выступление и проект.

    Что такое атмосфера?

    Выпишите состав атмосферы.

    Строение атмосферы, зарисуйте схему.

    Значение атмосферы для планеты.

    Инструктивная карточка микробиологов.

    Цель. Изучить группы бактерий, их роль в природе и жизни человека. Подготовить выступление и проект.

    Роль бактерий подцарства Настоящие бактерии в природе: разрушители органических веществ, клубеньковые бактерии, стр. 11 учебника

    Бактерии брожения, их использование человеком, стр.11 учебника

    Болезнетворные бактерии, стр.11 учебника

    Метанобразующие и серобактерии, их роль в природе, стр.14 учебника

    Цианобактерии, их разнообразие, особенность питания, роль в природе, жизни человека, стр.15 учебника

    Способы сохранения продуктов питания.

    Инструктивная карточка химиков-экологов.

    Цель. Изучить экологические проблемы планеты Земля. Подготовить выступление и проект.

    1. Экологические проблемы, вызванные загрязнением атмосферы: озоновая дыра, парниковый эффект.

    Экологические проблемы, связанные с деятельностью бактерий: проблема сохранения здоровья, «цветение» воды.

    Положительная роль бактерий.

    Эксперт 2. Особенностью планеты Земля является ее атмосфера, даю слово группе ученых географов.

    Выступление группы географов. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Ее строение. Тропосфера - нижний слой атмосферы. Над полюсами тропосфера простирается до высоты 8-9 км, ее характерная особенность - это понижение температуры с высотой. В ней сосредоточен весь водяной пар, здесь формируются осадки. Над тропосферой находится стратосфера. На высоте

    20-30 км концентрируется озон, который поглощает ультрафиолетовое излучение Солнца.

    Мезосфера и термосфера образуют высокие слои атмосферы. Здесь воздух сильно разряжен и под действием космических излучений имеет высокую электропроводимость. Здесь возникают полярные сияния.

    Значение атмосферы:

    1. защищает планету от метеоритов;

    предохраняет от чрезмерного нагревания и охлаждения;

    защищает все живое от ультрафиолетового излучения.;

    служит для дыхания живым организмам.

    Эксперт 1. А какие живые организмы способствуют формированию атмосферы Земли? Я даю слово группе ученых микробиологов.

    Выступление группы микробиологов. Мы изучили группы бактерий, их роль в природе и жизни человека. Выделяют три подцарства бактерий: Настоящие бактерии, Архебактерии, Оксифотобактерии. Они играют важную роль в процессах, происходящих в природе. От их жизнедеятельности зависит постоянство газового состава атмосферы. В этом большую роль сыграли цианобактерии. Это древние организмы, возникшие около трех млрд лет назад. Они изменили состав древней атмосферы и обогатили ее кислородом. По способу питания они относятся к автотрофам. Существует большая группа бактерий гетеротрофов сапрофитов. Благодаря метанобразующим бактериям в недрах планеты образовался горючий газ метан.

    Бактерии могут вызывать порчу продуктов питания. Для этого используют разные способы сохранения продуктов питания: замораживание, маринование, засахаривание, стерилизация, пастерилизация.

    Выступление группы химиков-экологов. Готовясь к конференции, мы решили обратить внимание на самые важные проблемы, которые мы видим в нашей атмосфере и проблемы, связанные с жизнедеятельностью бактерий.

    Сохранение здоровья. Так как, сейчас, известно много разных болезнетворных бактерий, то встает вопрос, как защитить себя? Это соблюдение правил личной гигиены, не отказываться от прививок, следить за чистотой помещений, термическая обработка продуктов питания.

    Кислотные дожди. К архебактериям относятся серобактерии. Которые окисляют серу до серной кислоты, которая выпадает с дождем и разрушает каменные и бетонные сооружения.

    «Цветение» воды. Отдыхающие часто бросают мусор в водоемы, что вызывает увеличение цианобактерий, от которых вода «цветет», вызывая гибель всего живого в водоеме.

    Озоновая дыра.

    Парниковый эффект.

    Благодаря бактериям образовались запасы каменного угля, нефти, бурого железняка.

    Эксперт 1. Уважаемые гости - наблюдатели с планеты Вибрион мы выслушали все доклады. Сможете ли вы сейчас дать ответ на свой вопрос «Возможно ли существование человека без атмосферы и бактерий»?

    Наблюдатели. Нет. Бактерии принимали участие в создании атмосферы, поддерживают чистоту на вашей планете, почвы вашей планеты богаты азотом, в недрах много полезных ископаемых, благодаря бактериям вы употребляете в пищу много полезных продуктов.

    Спасибо вам за интересные рассказы.

    Эксперт 1. Итак, подведем итог.

    Наша планета особая, она имеет атмосферу, которая защищает планету от метеоритов, предохраняет от чрезмерного нагревания и охлаждения, защищает все живое от ультрафиолетового излучения, служит для дыхания живым организмам.

    Эксперт 2. В формировании атмосферы участвовали бактерии, которые могут жить в анаэробных и аэробных условиях, по способу питания могут быть гетеротрофными сапрофитами, автотрофами.

    Эксперт 1. Мы часто слышим выражение «Планета в опасности!», давайте будем заботиться о чистоте воздуха, воды, почвы, ведь там живут бактерии и другие живые существа.

    Эксперт 2. Столетьями приумножая знанья,

    От века к веку становясь мудрей,

    Поднялся человек до пониманья,

    Предназначенья миссии своей.

    Она проста! Мы жить с Природой в мире Обязаны, ее не покорять,

    А лишь познаний горизонты шире

    В сотрудничестве раздвигать!

    Пред нами ныне 21 век,

    Свои проблемы и свои невзгоды.

    Пусть будет мудр и славен человек -

    Разумное творение Природы!

    Учитель. Мы выслушали мнение участников конференции и предлагаем вам задание к следующему симпозиуму по выбору.

    Написать сочинение на тему «Бактерии. Как без вас?»

    Составить кроссворд «Значение бактерий в природе и жизни человека».

    Написать мини-сочинение «Роль атмосферы на планете Земля».

    Рефлексия. Творческое задание: напишите короткое стихотворение синквейн, посвященное изученному сегодня на уроке материалу. Стихотворение состоит из 5 строчек (используем технологию критического мышления).

    1 существительное

    2 прилагательных

    3 глагола

    4 слова (фраза)

    1 существительное (точка).

    Литература:

    Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. – М.: Дрофа, 2003.

    Герасимова Т. П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2002.

    Коринская В.А., Душина И.В. География материков и океанов. – М.: Дрофа, 2002.

    Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. – М.: Просвещение, 1985�

    Скачать конспект

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Гомеостаз (Постоянство внутренней среды) Нарушение гомеостаза ведет к повреждению и гибели клеток. Все реакции, протекающие в клетке, направлены на поддержание гомеостаза. Получаемые извне белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы используются клетками для синтеза необходимых им веществ и построения клеточных структур. Для построения клеточных структур необходимо затрачивать энергию.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Метаболизм в клетках Энергетический обмен (катаболизм, диссимиляция) Пластический обмен (анаболизм, ассимиляция) распад, расщепление органических веществ синтез органических веществ С поглощением энергии С выделением энергии

    4 слайд

    Описание слайда:

    Стадии метаболизма: Подготовительная стадия: переваривание пищи и доставка питательных веществ и кислорода к клеткам Обмен веществ и энергии в клетках Заключительная стадия: удаление продуктов распада

    5 слайд

    Описание слайда:

    Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме Ферменты – это всегда специфические белки – катализаторы Каждый фермент обладает специфичность, потому что, как правило, катализирует определенный вид реакций. Узнав свой субстрат, фермент взаимодействует с ним и ускоряет его превращение. Ферменты – белки, при кипячении разрушаются и теряют свои ферментативные свойства.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Принцип действия ферментов Фермент и субстрат должны подходить друг к другу «как ключ к замку» фермент Субстрат- вещество на которое действует фермент

    7 слайд

    Описание слайда:

    Ферменты Простые. Сложные Белковый компонент Белковый компонент Небелковая часть (кофермент: ионы металлов или витамины) +

    8 слайд

    Описание слайда:

    Активность ферментов - Зависит от температуры, кислотности среды, количества субстрата, с которым он взаимодействует. - При повышении температуры активность ферментов увеличивается (при высоких температурах белок денатурируется). - Среда, в которой могут функционировать ферменты, для каждой группы различна (в кислой, в слабокислой, в щелочной или слабощелочной среде): в кислой среде активны ферменты желудочного сока в слабощелочной - ферменты кишечного сока в щелочной - фермент поджелудочной железы Большинство же ферментов активны в нейтральной среде.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Сказ о дележе наследства Умирал старый араб. Все его богатство состояло из 17 прекрасных белых верблюдов. Он собрал своих сыновей и объявил им свою последнюю волю: «Мой старший сын, опора семьи, должен получить после моей смерти половину верблюдов. Среднему сыну я завещаю треть всех верблюдов. Но и мой младший, любимый сын должен получить свою долю - одну девятую часть стада». Сказав это, старый араб умер. Похоронив отца, три брата стали делить верблюдов. Но исполнить волю отца они не смогли: невозможно было разделить 17 верблюдов ни пополам, ни на три части, ни на девять частей. Но тут через пустыню проходил дервиш. Бедный, как все ученые, он вел с собой черного облезлого верблюда, нагруженного книгами. Братья обратились к нему за помощью. И дервиш сказал: «Выполнить волю вашего отца очень просто. Я дарю вам моего верблюда, а вы попробуйте разделить наследство». У братьев оказалось 18 верблюдов, и все разрешилось. Старший сын получил половину верблюдов – 9, средний – треть стада – 6 и младший сын получил свою долю – двух верблюдов. Но 9, 6 и 2 дают 17, и после дележа оказался лишний верблюд - старый облезлый верблюд ученого. И дервиш сказал: «Отдайте мне назад моего верблюда за то, что я помог разделить вам наследство, а то мне придется самому тащить книги через пустыню». Вот этот черный верблюд и подобен ферменту. Он сделал возможным такой процесс, который без него был бы немыслим, а сам остался без изменений. Это действительно основное свойство ферментов, да и вообще всякого катализатора. Ферменты – это прежде всего катализаторы.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Энергетический обмен (диссимиляция, катаболизм) Часть поступивших в клетку органических веществ окисляется кислородом до конечных продуктов распада – СО2 и Н2О, аммиак NH3, мочевина При этом выделяется энергия! 1 г углеводов – 17,17 кДж 1 г жиров – 38,92 кДж 1г белков – 17,17 кДж

    11 слайд

    Описание слайда:

    12 слайд

    Описание слайда:

    Энергетический обмен Это совокупность химических реакций постепенного распада органических соединений, сопровождающихся высвобождением энергии, часть которой расходуется на синтез АТФ. Процессы расщепления органических соединений у аэробных организмов происходят в три этапа, каждый из которых сопровождается несколькими ферментативными реакциями.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Первый этап – подготовительный В желудочно-кишечном тракте многоклеточных организмов он осуществляется пищеварительными ферментами. У одноклеточных – ферментами лизосом. Сложные углеводы (крахмал, целлюлоза) простые углеводы (глюкоза, фруктоза) Жиры глицерин и жирные кислоты Белки аминокислоты Этот процесс называется пищеварением.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Второй этап – бескислородный (гликолиз). Постепенное расщепление и окисление глюкозы с накоплением энергии в виде 2 молекул АТФ. Гликолиз происходит в цитоплазме клеток. Он состоит из нескольких последовательных реакций превращения молекулы глюкозы в две молекулы пировиноградной кислоты (пирувата) и две молекулы АТФ, в виде которой запасается часть энергии, выделившейся при гликолизе: С6Н12O6 + 2АДФ + 2Ф → 2С3Н4O3 + 2АТФ. Остальная энергия рассеивается в виде тепла. В клетках дрожжей и растений (при недостатке кислорода) пируват распадается на этиловый спирт и углекислый газ. Этот процесс называется спиртовым брожением.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Энергии, накопленной при гликолизе, слишком мало для организмов, использующих кислород для дыхания. Вот почему в мышцах при больших нагрузках и нехватке кислорода образуется молочная кислота (С3Н6O3), которая накапливается в виде лактата. Появляется боль в мышцах. У нетренированных людей это происходит быстрее, чем у людей тренированных.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Третий этап – кислородный Состоит из двух последовательных процессов: цикла Кребса, названного по имени Нобелевского лауреата Ганса Кребса окислительного фосфорилирования. При кислородном дыхании пируват окисляется до СО2 и Н2О, а энергия, выделяющаяся при окислении, запасается в виде 36 молекул АТФ. (34 молекулы в цикле Кребса и 2 молекулы в ходе окислительного фосфорилирования). Эта энергия распада органических соединений обеспечивает реакции их синтеза в пластическом обмене. Кислородный этап возник после накопления в атмосфере достаточного количества молекулярного кислорода и появления аэробных организмов.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Презентация по анатомии на тему: Обмен веществ – как основное свойство живой системы Выполнила: Аминева Наталья, . г. Нижний Новгород 2015

    2 слайд

    Описание слайда:

    3 слайд

    Описание слайда:

    Понятие обмена веществ Метаболизм или обмен веществ - набор химических реакций, которые возникают в живом организме для поддержания жизни. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды. Метаболизм обычно делят на две стадии: в ходе катаболизма сложные органические вещества деградируют до более простых; в процессах анаболизма с затратами энергии синтезируются такие вещества, как белки, сахара, липиды и нуклеиновые кислоты.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Обмен веществ и энергии это общее свойство всего живого, которое лежит в основе поддержания жизни. Живые организмы способны поглощать определенные вещества из окружающей среды, преобразовывать их, получать энергию за счет этих преобразований и выделять ненужные остатки этих веществ обратно в окружающую среду.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Все организмы представляют собой открытые системы, являющиеся устойчивыми лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне.

    6 слайд

    Описание слайда:

    7 слайд

    Описание слайда:

    Условия метаболизма Наличие энергии в виде АТФ. Наличие ферментов – биологических катализаторов. Функциональная активность органоидов, ответственных за проведение реакций окисления и синтеза. Чёткое управление со стороны клеточного ядра. Наличие исходных веществ.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Поступление питательных веществ и энергии из внешней среды 2 3 1 Преобразование этих веществ и энергии внутри организма Использование организмом положительных компонентов данных преобразований 4 Выброс из организма ненужных компонентов преобразований во внешнюю среду

    9 слайд

    Описание слайда:

    10 слайд

    Описание слайда:

    Обмен белков Белки - это высоко молекулярные полимерные азотсодержащие вещества. Белки занимают ведущее место среди органических элементов, на их долю приходится более 50 % сухой массы клетки. Вся совокупность обмена веществ в организме (дыхание, пищеварение, выделение) обеспечивается деятельностью ферментов, которые являются белками. Все двигательные функции организма обеспечиваются взаимодействием сократительных белков - актина и миозина. Белки входят в состав цитоплазмы, гемоглобина, плазмы крови, многих гормонов, иммунных тел, поддерживают постоянство водно-солевой среды организма, обеспечивают его рост. Ферменты, обязательно участвующие во всех этапах обмена веществ, являются белками. Вся совокупность обмена веществ в организме (дыхание, пищеварение, выделение) обеспечивается деятельностью ферментов, которые являются белками. Все двигательные функции организма обеспечиваются взаимодействием сократительных белков - актина и миозина.

    11 слайд

    Описание слайда:

    12 слайд

    Описание слайда:

    Значение липидов в организме Липиды являются сложными эфирами глицерина и высших жирных кислот. Много жира в подкожной клетчатке, вокруг некоторых внутренних органов (например, почек), а также в печени и мышцах. Жиры входят в состав клеток (цитоплазма, ядро, клеточные мембраны), там их количество постоянно. Скопления жира могут выполнять и другие функции. Например, подкожный жир препятствует усиленной отдаче тепла, околопочечный жир предохраняет почку от ушибов и т. д. Жир используется организмом как богатый источник энергии. При распаде 1 г жира в организме освобождается энергии в два с лишним раза больше (38,9 кДж), чем при распаде такого же количества белков или углеводов. Недостаток жиров в пище нарушает деятельность центральной нервной системы и органов размножения, снижает выносливость к различным заболеваниям. С жирами в организм поступают растворимые в них витамины (A, D, Е и др.), имеющие для человека жизненно важное значение.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Значение углеводов Углеводы – главный источник энергии, особенно при усиленной мышечной работе. У взрослых людей больше половины энергии организм получает за счет углеводов. Распад углеводов с освобождением энергии может идти как в бескислородных условиях, так и в присутствии кислорода. Конечные продукты обмена углеводов – углекислый газ и вода. Углеводы обладают способностью быстро распадаться и окисляться. При сильном утомлении, при больших физических нагрузках прием нескольких граммов сахара улучшает состояние организма.

    14 слайд

    Описание слайда:

    15 слайд

    Описание слайда:

    Значение минеральных веществ Минеральные вещества наряду с белками, углеводами и витаминами являются жизненно важными компонентами пищи человека и необходимы для построения химических структур живых тканей и осуществления биохимических и физиологических процессов, лежащих в основе жизнедеятельности организма. Подавляющее количество всех встречающихся в природе химических элементов (81) обнаружены в организме человека. 12 элементов называют структурными, т.к. они составляют 99 % элементного состава человеческого организма (С, О, Н, N, Ca, Mg, Na, K, S, P, F, Cl). Основным строительным материалом являются четыре элемента: азот, водород, кислород и углерод. Остальные элементы, находясь в организме в незначительных по объему количествах, играют важную роль, влияя на здоровье и состояние нашего организма.

    16 слайд

    Белки - это высоко молекулярные полимерные азотсодержащие вещества, мономерами которых являются аминокислоты. Белки занимают ведущее место среди органических элементов, на их долю приходится более 50 % сухой массы клетки. Вся совокупность обмена веществ в организме (дыхание, пищеварение, выделение) обеспечивается деятельностью ферментов, которые являются белками. Все двигательные функции организма обеспечиваются взаимодействием сократительных белков - актина и миозина. Белки в обмене веществ занимают особое место. Они входят в состав цитоплазмы, гемоглобина, плазмы крови, многих гормонов, иммунных тел, поддерживают постоянство водно-солевой среды организма, обеспечивают его рост. Ферменты, обязательно участвующие во всех этапах обмена веществ, являются белками. Вся совокупность обмена веществ в организме (дыхание, пищеварение, выделение) обеспечивается деятельностью ферментов, которые являются белками. Все двигательные функции организма обеспечиваются взаимодействием сократительных белков - актина и миозина.