Руководитель структурного подразделения должностные обязанности. Руководитель структурного подразделения. Раздел «Общие положения»

Этотраздел сайта НКЦ посвящен рабочим формам кадровой документации, регламентирующим отношения работника и организации. Предлагаемые тексты являются реальными ранее утвержденными, работающими кадровыми документами, которые были подготовлены сотрудниками нашего кадрового центра и госпожой Ольгой Витальевной Жуковой.
Если вам понравился стиль, данные образцы должностных инструкций вы можете взять за образцы инструкций, дополнительно доработав под индивидуальные потребности вашего предприятия или можете оформить заказ и поручить эту задачу сотрудникам нашего кадрового центра .

Должностная инструкция Руководителя

обособленного структурного подразделения (ОСП)

1. Общие положения:

1.1. Назначение на должность Руководителя ОСП и увольнение с нее производятся в соответствии с приказом Генерального директора ООО «А» (далее – Общества).

1.2. В своей деятельности Руководитель ОСП подчиняется непосредственно Генеральному директору Общества.

1.3. Деятельность Руководителя ОСП регламентируется настоящей Инструкцией, распоряжениями и приказами Генерального директора и Законодательством РФ.

1.4. В подчинении Руководителя находятся все сотрудники ОСП.

1.5. На должность Руководителя могут быть назначены лица, имеющие высшее образование и опыт руководящей работы.

2. Обязанности:

2.1. Осуществляет руководство хозяйственно-финансовой деятельностью ОСП в области материально-технического снабжения, хранения и сбыта продукции по договорам поставки, а также транспортного и административно-хозяйственного обслуживания.

2.2. Обеспечивает:

— эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, снижение их потерь,

— ускорение процесса оборота вложенных средств,

— учет трудозатрат и своевременную выплату заработной платы сотрудникам ОСП.

2.3. Организует:

— участие подчиненных ему отделов и служб в составлении перспективных планов по доставке, хранению и реализации продукции Общества, по налаживанию прямых и длительных связей с региональными покупателями,

— работу складского хозяйства, создание условий для надлежащего хранения и сохранности материальных ценностей,

— соблюдение кадровой политики компании в области штатного расписания.

2.4. Принимает меры:

— по расширению хозяйственной деятельности ОСП,

— по обеспечению выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции Общества региональным покупателям (по количеству, качеству, ассортименту, срокам и другим условиям поставок),

— по рациональному использованию всех видов транспорта,

— по совершенствованию организации погрузочно-разгрузочных работ.

2.5. Осуществляет контроль:

— материально-технического обеспечения ОСП,

— правильного расходования оборотных средств и целевого использования финансового кредита,

— выполнения плана по реализации продукции Общества.

2.6. Руководит разработкой мер:

— по ресурсосбережению и комплексному использованию материальных средств и ценностей,

— по улучшению экономических показателей работы ОСП,

— по максимальному оснащению погрузочно-разгрузочной службы необходимыми механизмами и приспособлениями,

— по предупреждению перерасхода финансовых и материальных средств,

— по решению вопросов информационной безопасности,

— по улучшению морально-психологического климата в коллективе.

2.7. Контролирует работу подчиненных ему отделов и служб.

3. Должен знать:

3.1. Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные материалы вышестоящих и других органов, касающиеся деятельности ОСП,

3.2. Профиль, специализацию, особенности структуры ОСП,

3.3. Перспективы технического и экономического развития ОСП,

3.4. Порядок разработки и утверждения планов хозяйственно-финансовой деятельности ОСП,

3.5. Порядок ведения учета и составления отчетов о хозяйственно-финансовой деятельности ОСП,

3.6. Организацию финансовой работы, материально-технического обеспечения, транспортного обслуживания и сбыта продукции,

3.7. Организацию погрузочно-разгрузочных работ,

3.8. Порядок разработки нормативов оборотных средств, норм расхода и запасов товарно-материальных ценностей,

3.9. Порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров,

3.10. Экономику, организацию производства, труда и управления,

3.11. Основы Законодательства РФ,

3.12. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты.

4. Ответственность:

Руководитель ОСП несет персональную ответственность:

4.1. За деятельность ОСП в целом и за выполнение отдельными сотрудниками функций, определенных в должностных инструкциях;

4.2. За обеспечение бесперебойности работы отделов и служб ОСП по организации технологического процесса товародвижения;

4.3. За необоснованный перерасход финансовых и материальных средств;

4.4. Материальную ответственность за сохранность товарно-материальных ценностей на складе и в офисе ОСП;

Департамент общего аудита по вопросу назначения руководителя обособленного подразделения.

За своевременное предоставление достоверной информации по итогам работы ОСП;

4.6. За нарушение норм и правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности;

4.7. За сохранность и конфиденциальность информации, вверенной ему Обществом.

5. В случае производственной необходимости компания оставляет за собой право коррекции должностной инструкции.

Вернуться назад на Обязанности руководителя

Обязанности руководителя подразделения:

— руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью обособленного подразделения, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности;

— организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений обособленного подразделения, направляет их деятельность на развитие и совершенствование торгового процесса с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности реализуемой продукции, ее соответствие стандартам в целях завоевания сегмента рынка спецодежды и удовлетворения потребностей контрагентов в соответствующих видах продукции;

— соблюдает приказы и внутренний трудовой распорядок дня, установленный руководством предприятия, локальные нормативные акты предприятия и требует их выполнения от подчиненных;

— соблюдает и контролирует соблюдение работниками обособленного подразделения правил и норм охраны труда и техники безопасности;

— соблюдает пожарную дисциплину и требует ее соблюдения от всех сотрудников, в т.ч. строго следит за тем, чтобы в торговых и складских помещениях не курили;

— соблюдать чистоту и порядок в помещениях обособленного подразделения;

— обеспечивает в рамках своей компетенции выполнение обособленным подразделением бизнес-планов, утвержденных для обособленного подразделения предприятием, всех обязательств перед сотрудниками обособленного подразделения, в том числе в части обязательных сборов в государственные внебюджетные фонды;

— организует производственно-хозяйственную деятельность на основе широкого использования прогрессивных форм управления и организации труда, обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка в целях всемерного повышения качества торговой деятельности, экономической эффективности, рационального использования имеющихся резервов и экономного расходования всех видов ресурсов;

— по согласованию с руководством предприятия принимает меры по обеспечению обособленного подразделения квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране труда;

— допускает к работе новых сотрудников после оформления их трудовых отношений с предприятием и проведении инструктажа по технике безопасности;

— проверяет навыки новых сотрудников, проводить их стажировку;

— обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности деятельности, применение принципа материальной заинтересованности (по согласованию с руководством предприятия) и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива обособленного подразделения;

— обеспечивает соблюдение трудовой дисциплины, способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности сотрудников обособленного подразделения;

— решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему руководством предприятия прав, по согласованию с руководством предприятия поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам – своим заместителям;

— обеспечивает соблюдение законности в деятельности обособленного подразделения и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения инвестиционной привлекательности всего предприятия в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности;

— дважды в день проводит планерку: утром – для распределения поручений на рабочий день, вечером – для подведения итогов работы за день;

— составляет табель отработанных часов работниками;

— ежедневно, в 17 час.30 мин., сообщает _______________________ предприятия о результатах выполнения работы за день;

— осуществляет анализ и оценку финансовых рисков, разрабатывает меры по сведению их к минимуму, обеспечивает контроль за соблюдением финансовой дисциплины, своевременным и полным выполнением договорных обязательств и поступлением доходов, порядком оформления финансово-хозяйственных операций;

— представляет интересы предприятия в органах государственной власти и управления.

Должен знать:

— законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность как предприятия в целом, так и обособленного подразделения, постановления региональных и местных органов государственной власти и управления, определяющие приоритетные направления развития экономики и соответствующего сегмента рынка;

— основы налогового и трудового законодательства;

— систему экономических индикаторов, позволяющих обособленному подразделению и предприятию в целом, определять свое положение на рынке и разрабатывать программы выхода на новые рынки сбыта;

— порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров;

— конъюнктуру рынка;

— правила и нормы охраны труда.

ЕКСД — Руководитель (начальник) обособленного (структурного) подразделения организации


Заключение договоров обособленными подразделениями

При заключении гражданско-правовых договоров обособленными подразделениями юридического лица на практике возникает немало вопросов.

В настоящее время арбитражные суды при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения договоров, заключенных филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями юридических лиц, исходят из того, что руководители указанных обособленных подразделений при наличии надлежаще оформленных полномочий вправе от имени юридического лица и в пределах данных им полномочий заключать соответствующие договоры. При этом полномочия на заключение договоров могут вытекать только из доверенности, но не из Устава юридического лица или из Положения о структурном подразделении. При наличии доверенности, выданной руководителем юридического лица, и оформленный надлежащим образом договор, заключенный руководителем обособленного подразделения, не может быть признан недействительным лишь по причине отсутствия в нем указания на то, что он заключен от имени юридического лица и по его уполномочию.

Пример должностной инструкции для Руководителя филиала

В этом случае договор считается заключенным от имени юридического лица.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т. п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснить, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных ст. 187 ГК РФ.

Еще статьи по теме

Руководитель обособленного подразделения

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

I. Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) и определяет должностные обязанности, права и ответственность руководителя структурного подразделения образовательного учреждения.

2. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности, и не имеющих медицинских противопоказаний.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

Имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

3. На должность руководителя структурного подразделения образовательного учрежденияназначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения образовательного учреждения, и стаж работы по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения образовательного учреждения, не менее 3 лет.

Лица, не имеющие соответствующей специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

4. Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

5. Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При назначении на должность руководителя структурного подразделения образовательного учреждения заключается трудовой договор (контракт), условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

6. Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения непосредственно подчиняется руководителю образовательного учреждения.

II. Должностные обязанности

Руководит деятельностью структурного подразделения образовательного учреждения: учебно-консультационным пунктом, отделением, отделом, секцией, лабораторией, кабинетом, учебной или учебно-производственной мастерской, интернатом при школе, общежитием, учебным хозяйством, производственной практикой и другими структурными подразделениями (далее - структурное подразделение). Организует текущее и перспективное планирование деятельности структурного подразделения с учетом целей, задач и направлений, для реализации которых оно создано, обеспечивает контроль за выполнением плановых заданий, координирует работу преподавателей, воспитателей и других педагогических работников по выполнению учебных (образовательных) планов и программ, разработке необходимой учебно-методической документации. Обеспечивает контроль за качеством образовательного процесса и объективностью оценки результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся, воспитанников, обеспечением уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Создает условия для разработки рабочих образовательных программ структурного подразделения. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует работу по подготовке и проведению итоговой аттестации, просветительскую работу для родителей. Организует методическую, культурно-массовую, внеклассную работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся (воспитанников, детей). Участвует в комплектовании контингента обучающихся (воспитанников, детей) и принимает меры по его сохранению, участвует в составлении расписания учебных занятий и других видов деятельности обучающихся (воспитанников, детей). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением. Участвует в подборе и расстановке педагогических и иных кадров, в организации повышения их квалификации и профессионального мастерства. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации. Принимает участие в развитии и укреплении учебно-материальной базы учреждения, оснащении мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, в сохранности оборудования и инвентаря, оснащении и пополнении библиотек и методических кабинетов учебно-методической и художественной литературой, периодическими изданиями, в методическом обеспечении образовательного процесса. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников. Организует заключение договоров с заинтересованными организациями по подготовке кадров. Принимает меры по обеспечению создания необходимых социально-бытовых условий обучающимся (воспитанникам, детям) и работникам образовательного учреждения. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

III. Права

Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения имеет право:

- отдавать распоряжения по своему направлению деятельности, обязательные для исполнения работниками образовательного учреждения;

Участвовать в подборе и расстановке кадров по своей деятельности;

Вносить предложения руководителю образовательного учреждения по поощрению или наложению взысканий на работников образовательного учреждения;

Вносить предложения руководителю образовательного учреждения по совершенствованию деятельности образовательного учреждения;

Принимать участие в совещаниях, конференциях и иных мероприятиях, на которых рассматриваются курируемые им вопросы деятельности образовательного учреждения;

Запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

Повышать в установленном порядке свою квалификацию.

Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

IV. Ответственность

Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения несет ответственность за:

Своевременное и качественное выполнение возложенных на него должностных обязанностей, приказов, распоряжений и поручений руководителя образовательного учреждения, действующих нормативно-правовых актов в области образования и организации деятельности образовательных организаций (;

Качество и безопасность образовательного процесса (по своему направлению деятельности) ;

Развитие материально-технической базы образовательного учреждения, рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов (по своему направлению деятельности) ;

Соблюдение правил внутреннего распорядка, требований санитарных правил и гигиенических нормативов, пожарной безопасности и охраны труда в образовательном учреждении;

Ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами (по своему направлению деятельности) ;

Своевременное предоставление и достоверность статистической и иной информации о деятельности образовательного учреждения (по своему направлению деятельности) ;

Обеспечение соблюдения исполнительской дисциплины и выполнения своих должностных обязанностей работниками образовательного учреждения (по своему направлению деятельности) ;

Готовность образовательного учреждения к чрезвычайным ситуациям (по своему направлению деятельности) .

За нарушение трудовой дисциплины, неисполнение служебных обязанностей, невыполнение или нарушение действующих нормативно-правовых актов руководитель структурного подразделения образовательного учреждения может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Структурное подразделение - это структурная часть организации, которая выполняет определенные производственные или функциональные задачи в рамках устава и должностных инструкций работников.

Правовые аспекты работы структурных подразделений

Структурное подразделение не может быть рассмотрено в отдельности от предприятия, ведь оно не наделено юридической или экономической самостоятельностью. В соответствии с законодательством, можно выделить следующие особенности данных структурных единиц:

  • если руководство предприятия приняло решение о том, что необходимо создать структурное подразделение, то нет никакой надобности или обязательства сообщать об этом в регистрационные органы;
  • не требуется постановка на учет в налоговых органах, пенсионных и страховых фондах;
  • для структурного подразделения не ведется отдельных бухгалтерских документов, а его деятельность отражается в общем балансе организации;
  • для данного звена не назначается отдельный статистический код;
  • не допускается открытие отдельных банковских счетов для структурного подразделения.

Положение о подразделениях

Деятельность структурного подразделения осуществляется на основании специального положения, которое разрабатывается руководством предприятия в соответствии с установленными законодательными нормами. Документ содержит в себе следующие основные разделы:

  • общие положения, в которых производится описание самого предприятия, а также намерений о создании определенной организационной структуры;
  • обзор численности и состава персонала как в общем, так и по каждому подразделению;
  • функции, которые должно выполнять структурное звено;
  • определение целей его деятельности, а также постановка задач, которые обеспечат их достижение;
  • назначение руководства подразделений, а также определение круга их полномочий;
  • описание механизмов взаимодействия между структурными подразделениями, а также с руководящими органами;
  • определение ответственности подразделения в целом, а также руководителя и отдельных работников лично;
  • порядок ликвидации структурного звена с указанием процедуры, а также существенных причин.

Требования к структурным подразделениям

Чтобы обеспечивать непрерывную эффективную работу, структурное подразделение должно соответствовать ряду обязательных требований, а именно:

  • подчинение должно быть централизованным, то есть каждый из работников должен быть подотчетным непосредственно руководителю данного структурного звена, который, в свою очередь, регулярно предоставляет отчетность генеральному директору;
  • работа подразделения должна быть гибкой, с возможностью быстро реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде;
  • работа каждой структурной единицы должна быть строго специализированной (то есть звено должно отвечать за определенную сферу деятельности);
  • нагрузка на одного руководителя не должна быть слишком большой (не более 20 человек, если речь идет о среднем звене);
  • независимо от своего функционального предназначения, подразделение должно всячески обеспечивать экономию финансовых ресурсов.

Функции структурных подразделений

Каждое структурное подразделение организации призвано выполнять определенные функции, отраженные в соответствующем положении. Их содержание зависит от сферы и рода деятельности звена. При разработке функций руководство должно основываться на следующих требованиях:

  • формулировка функций подразумевает одновременную постановку задач для их достижения;
  • обозначение функций в документе осуществляется в убывающем порядке (от основных к побочным);
  • функции разных структурных подразделений не должны пересекаться между собой и повторяться;
  • если у звена есть определенные связи с другими структурными единицами, то их функции должны быть согласованы во избежание противоречий;
  • все функции подразделений должны иметь четкое числовое или временное выражение, чтобы обеспечить возможность оценки качества работы;
  • при разработке функций нужно обращать внимание на то, чтобы они не выходили за рамки полномочий или прав руководства.

Управление подразделениями

Как и предприятие в целом, все его звенья нуждаются в эффективном управлении. Непосредственную ответственность за выполнение этой задачи несет руководитель структурного подразделения. Стоит отметить, что методика и модели управления могут быть выбраны локальным начальством самостоятельно или же делегированы сверху.

В зависимости от сферы деятельности подразделения, а также рамок ответственности руководителя, последний имеет право делегировать некоторые полномочия своим подчиненным. При этом должна соблюдаться строгая система отчетности и контроля. Итоговая ответственность за результаты работы лежит исключительно на руководителе.

Деятельность должна быть организована следующим образом:

  • в начале периода руководитель осуществляет планирование, что закрепляется в соответствующих документах;
  • далее идет непрерывный мониторинг результатов работы, чтобы иметь возможность вовремя среагировать на отклонения;
  • в конце отчетного периода проводится проверка на соответствие результирующих показателей плановым.

Выводы

Структурное подразделение организации - это ее основная рабочая ячейка, которая выполняет те или иные функции, регламентированные соответствующим положением. Стоит отметить, что такое структурное деление целесообразно только в рамках крупного предприятия, ведь в небольших фирмах полномочия могут быть распределены между отдельными работниками.

Важно организовать эффективное взаимодействие между различными структурными подразделениями. Их функции не должны дублироваться, а также противоречить друг другу. Особое внимание уделяется вопросу организации руководства. Начальство структурного звена хоть и имеет широкие полномочия касательно его управления, но тем не менее обязуется неукоснительно выполнять все распоряжения и требования генерального директора.

1.1. Руководитель структурного подразделения Центра дополнительного образования назначается на должность и увольняется с должности приказом директора согласно ТК РФ.

1.2. Должен иметь высшее образование, стаж работы по профилю, не менее 3 лет.

1.3. Подчиняется непосредственно директору Центра, опосредованно заместителям директора Центра, решает все вопросы, деятельности и развития отдела.

1.4. Руководитель структурного подразделения должен знать:

  • Законодательные и нормативные документы по вопросам образования и финансово-хозяйственной деятельности;
  • Основы трудового законодательства;
  • Основы педагогики, психологии, методики профессионального обучения, гигиены, физиологии, социологии;
  • Содержание деятельности образовательного учреждения;
  • Современные достижения в соответствующем направлении науки, техники, культуры и искусства;
  • Программно-методическую документацию;
  • Правила и нормы охраны труда;
  • Вопросы экономики, управления.

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществлять руководство отделом:

  • отвечает за планирование и организацию образовательного процесса;
  • составляет перспективный план работы, осуществляет планирование;
  • обеспечивает выполнение учебного плана и программ;
  • контролирует качество работы непосредственно ему подчиненных работников;
  • организует повышение квалификации, профессионального мастерства педагогических работников отдела, обмен опытом работы педагогов дополнительного образования;
  • обеспечивает своевременное комплектование учебных объединений;
  • принимает меры по сохранению контингента учащихся, занимающихся в учебных объединениях.

2.2. Пропагандирует детское творчество:

  • участвует в подготовке и проведении выставок и соревнований;
  • осуществляет связь со школами и учреждениями дополнительного образования, творческими организациями города, области.

2.3. Участвует в финансово-хозяйственной деятельности в пределах компетенции:

  • ведет учет рабочего времени работников, составляет табель, утверждает расписание занятий педагогов дополнительного образования, составляет общее расписание занятий отдела, составляет график отпусков (совместно с администрацией).
  • Отвечает за оформление помещений, состояние имеющегося оборудования и учебного инвентаря, санитарно-гигиенических требований;
  • Обеспечивает развитие и укрепление материальной базы отделов.

2.4. Вносить предложения по подбору и расстановке кадров.

2.5. Доводит до сведения работников отдела решения и приказы администрации.

2.6. Периодически отчитывается о работе отдела перед руководством Центра.

I квалификационной категории

2.7. Обеспечивает высокий уровень учебно-воспитательной работы своего подразделения, организует участие в региональных, зональных, российских смотрах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах и т.д.

2.8. Внедряет в практику работы подразделения новые педагогические технологии.

2.9. Организует по профилю подразделения совместную работу с другими образовательными учреждениями (региональные смотры, конкурсы, соревнования).

2.10. Руководит малым педагогическим советом подразделения.

Дополнения к должностным обязанностям руководителя структурного подразделения

высшей квалификационной категории

2.11. Обеспечивает высокий уровень учебно-воспитательной работы своего подразделения, организует участие в региональных, зональных, российских смотрах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах и т.д.

2.12. Внедряет в практику работы подразделения новые педагогические технологии.

2.13. Организует по профилю подразделения совместную работу с другими образовательными учреждениями (региональные смотры, конкурсы, соревнования).

2.14. Руководит малым педагогическим советом подразделения.

2.15. Обеспечивает высокий научно-методический уровень работы своего подразделения: разрабатывает совместно с педагогами разнообразные образовательные программы, программы деятельности, новые концепции и педагогические технологии, организует их внедрение в практику работы подразделений.

2.16. Руководит экспериментальной деятельностью в подразделении в пределах компетенции.

2.17. Имеет научно-методические разработки, публикации.

Введение

Материальное стимулирование - это комплекс различного рода материальных благ, получаемых или присваиваемых персоналом за индивидуальный или групповой вклад в результаты деятельности организации посредством профессионального труда, творческой деятельности и требуемых правил поведения.

Следовательно, в понятие материального стимулирования включаются все виды денежных выплат, которые применяются в организации, и все формы материального неденежного стимулирования. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной практике используются следующие виды прямых и косвенных материальных выплат: зарплата, премии, бонусы, участие в прибылях, дополнительные выплаты, отсроченные платежи, участие в акционерном капитале.

Центральная роль в системе материального стимулирования труда принадлежит заработной плате. Она остается для подавляющего большинства трудящихся основным источником доходов, а значит, заработная плата и в перспективе будет наиболее мощным стимулом повышения результатов труда и производства в целом.

Функции и задачи руководителя малого структурного подразделения в организации его деятельности.

В высших эшелонах управления (дирекции) решаются вопросы стратегического порядка: формируются кадровая политика, стратегия и тактика ее реализации, задания на разработку методических и нормативных материалов (документов), осуществляются контроль за их выполнением и общее руководство всеми подразделениями по работе с кадрами.

На уровне отдельных производств в объединении работа по управлению персоналом носит в основном оперативный характер. Разделение функций управления кадрами между аппаратом дирекции и руководителями отдельных производственных структур должно быть достаточно четким, исключающим параллелизм в работе, что повышает ответственность за результаты.

Функции управления кадрами на уровне цеха выполняют линейные руководители цеха (начальник цеха, мастера, бригадиры), а также специалисты цеховых управленческих структур (экономисты, инженеры-организаторы, нормировщики), цеховые общественные организаций (прежде всего профсоюз). Линейные руководители участвуют в наборе персонала, а мастера вместе со специалистами обеспечивают условия для высокопроизводительного труда и использования работника по его способностям.

Основные приоритеты координации: согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость. Координация осуществляется на основе информации с помощью организационных структур, а также посредством создания рабочих групп, информационных систем, назначения координатора.

По своему характеру координационная деятельность бывает:

Превентивная, т.е. направленная на предвидение проблем и трудностей;

Устраняющая, т.е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе;

Регулирующая, т.е. способствующая сохранению существующей схемы работы;

Стимулирующая, т.е. улучшающая деятельность системы или существующей организации даже при отсутствии конкретных проблем.

Для выполнения данной функции используются:

– всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы);

– результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях, и т.д.;

– технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации.

С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля).

В общей функции координации можно выделить два основных направления.

1. Координация деятельности между структурными подразделениями.

2. Согласованность между отделами и службами предприятия путем установления рациональных связей между ними, для чего в организации должны выполняться следующие мероприятия:

Выяснение причин отклонения от плановых заданий;

Определение состава дополнительных работ и порядок их выполнения;

Определение состава резервов, выделяемых организацией для выполнения дополнительных работ;

Перераспределение обязанностей и ответственности между должностными лицами;

Оперативное принятие мер для устранения отклонений.

В организациях, ориентированных на долгую и плодотворную работу, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции руководителями высших уровней часто осуществляется в основном лишь координация внешних связей. В других случаях, например, при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп, координация становится основной организующей функцией, ибо в данных системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность. Рабочая группа – это, как правило, временный коллектив, сформированный для решения конкретной краткосрочной проблемы с привлечением представителей различных служб. Достоинством такой группы является возможность ее формирования в сжатые сроки, что позволяет оперативно решать возникающие вопросы.

Координация посредством информационных систем предполагает обмен информацией внутри подразделений и между ними с помощью компьютерной сети. Такая информационная система позволяет составлять и распространять электронным способом отчеты, памятные записки, бюллетени и другие документы.

Совместная работа отдельных сотрудников, осознающих необходимость объединения усилий, будет наиболее эффективна только при четком понимании каждым из них своей роли в коллективных усилиях и того, как их роли взаимосвязаны, поэтому различают следующие виды взаимозависимости подразделений предприятия:

1. Номинальная взаимозависимость. Подразделения, объединяемые этой взаимозависимостью, вносят вклад в общее дело, но непосредственно между собой не связаны. (Заводы-смежники, обеспечивающие самыми разнообразными материалами и полуфабрикатами, например, автомобильный завод, вносят общий вклад в производство автомобилей, но являются самостоятельными и между собой непосредственно не связаны. Степень координации их деятельности минимальна.)

2. Последовательная взаимозависимость. При таком типе связи работа подразделений, занятых на последующих этапах работы, зависит от работы на предыдущих этапах. При последовательной взаимозависимости требуется более тесная координация, чем при номинальной, особенно на более поздних этапах производства.

3. Обоюдная взаимозависимость. При таком отношении вводимые факторы производства одного подразделения становятся результатом работы другого, и наоборот.

Проблемы обеспечения эффективной координации деятельности всех подразделений организации имеют непосредственное отношение к уровню развития коммуникаций, необходимости поддержания постоянного информационного обмена. Когда руководитель производства передает указания или иную информацию через средства связи, он должен быть уверен, что его сообщение будет правильно понято и своевременно получено. Важным является и обратный процесс передачи информации – от подчиненного к руководителю. На этом этапе бывают сбои, низшее звено не всегда знает, какая информация нужна руководству для принятия тех или иных решений. В этом заключается серьезная проблема, так как источником информации для решений на самом высоком уровне являются низшие звенья организации.

Координационная деятельность осуществляется с помощью определенных механизмов, среди которых различают такие как неформальная непрограммируемая, программируемая безличная, программируемая индивидуальная и программируемая групповая координация. Для осуществления координации предприятия могут использовать один или несколько таких подходов (механизмов).

Неформальная непрограммируемая координация. Часто координация осуществляется добровольно, неформально, без предварительного планирования со стороны предприятия, поскольку практически невозможно предвидеть, запрограммировать или взаимоувязать всю деятельность. Поэтому организации в какой-то мере полагаются на добровольную координацию со стороны своих сотрудников.

Неформальная координация строится на взаимопонимании, общих установках и психологических стереотипах, диктующих необходимость совместной согласованной работы и взаимодействия. Широкое разделение труда вызывает появление тех или иных производственных, хозяйственных и социальных проблем, для решения которых используется неформальная координация. Однако имеется ряд условий, соблюдение которых должно повысить эффективность добровольной координации. Такими условиями, в частности, являются:

Работник должен знать свои задачи и задачи подразделения;

Работнику следует четко представлять, что от него требуется;

Работник должен чувствовать себя частью организации и считать своими стоящие перед ней задачи.

Часто такая причастность является результатом тщательного отбора и ориентации работников. С увеличением размера предприятия, существенными изменениями кадрового состава неформальную координацию необходимо заменить на программируемую. Вместе с тем ни одно предприятие не сможет функционировать без проведения (в той или иной форме) добровольной координации.

Программируемая безличная координация. Если для неформальной координации не создано надлежащих условий или если организация слишком сложна для того, чтобы неформальные связи оказались эффективными, то руководитель может применить стандартные методы и правила работы. Можно существенно сэкономить время, если установить способ решения часто повторяющихся проблем координации в форме процедуры, плана или курса действий. Примером такого подхода могут служить предельные сроки выполнения планов. Запрограммированные методы безличной координации используются на средних и крупных предприятиях и почти всеми малыми организациями.

Индивидуальная координация. Работники не всегда одинаково понимают задачи и направления работы. Каждый интерпретирует их так, как ему это представляется. Применительно к таким различиям используются два подхода к индивидуальной координации.

Первый подход связан с тем, что координацией, как правило, занимается руководитель, которому подчинены как минимум два подразделения. Он оценивает ситуацию и использует свое влияние для того, чтобы подразделения разрешили общую проблему. Если это не удается, он использует свои полномочия и устанавливает процедуру будущего взаимодействия. В той мере, в какой решение рассматривается как справедливое и реальное, оно снимает проблему координации.

Второй подход – деятельность специально назначенного координатора. В особенно трудных областях работа по координации настолько обширна, что возникает необходимость учредить отдельную должность. Приведем лишь несколько разновидностей второго подхода к координации:

Руководитель по продукту, т.е. лицо, выступающее в качестве связующего звена между всеми производственными службами, что способствует росту объема реализации продукции и прибыли;

Руководитель проекта, т.е. лицо, выступающее в качестве связующего звена между всеми подразделениями на протяжении всего срока выполнения проекта;

Представитель заказчика, т.е. лицо, выступающее в качестве связующего звена между всеми службами и постоянным заказчиком;

Специальное бюро, т.е. подразделение, координирующее получение и распространение всей информации для клиентов и заказчиков.

Разумеется, содержание специального координатора и его аппарата может вызывать рост прямых административных расходов. Координаторы же в данных ситуациях располагают достаточно ограниченными возможностями влиять на ход дела. Этот подход используется не часто, но может оказаться эффективным, когда время "поджимает" и издержки почти не имеют значения.

Программируемая групповая координация. Вопросы координации можно также решать на совещаниях групп – будь то регулярно заседающие комитеты или специально создаваемые комиссии. В ходе обсуждения должны учитываться и личные предпочтения, и групповые интересы, и задачи организации. На основе этих обсуждений принимаются согласованные решения. Комиссии часто являются единственным средством координации различных функций предпринимательства, объединения руководителей, работающих в разных подразделениях. Здесь происходит полезный обмен мнениями, принимаются решения, касающиеся нескольких отделов. Каждый может высказать свое мнение по принимаемому решению, но никто не может принять его самостоятельно, не учитывая мнения своих коллег.

При разных стилях управления имеются существенные различия в способах распределения заданий и работников для достижения целей предприятия. С расширением предприятия структура управления становится более жестко регламентированной. Если предприятие крупное, работает, используя неизменную технологию, на устойчивый рынок, оно, как правило, стремится формализовать свою организационную структуру. Авторитарный стиль управления характеризуется большей долей формализации, большей стандартизацией и делением на подразделения по технологии или функциям. Он предусматривает высокие иерархические структуры, небольшие зоны управляемости и значительную централизацию. Координация в этом случае осуществляется по иерархии управления, на основе устава и процедур организации, а также принятой ею стратегии. При либеральном стиле координация осуществляется неформальными методами с использованием групповых координаторов. Здесь доминируют децентрализация, большие зоны управляемости и менее высокие иерархические структуры. При либеральном стиле управления больше внимания уделяется проявлению творческих способностей работников. Все стили организации имеют ту или иную степень формализации и стандартизации, но либеральный старается свести их к минимуму и структурировать предприятие по целям. Демократический стиль управления характеризуется множеством возможных комбинаций различных стилей.

Таким образом, благодаря функции координации:

– обеспечивается динамизм работы предприятия;

– создается гармония взаимосвязей структурных подразделений;

– осуществляется маневрирование технологическими и трудовыми ресурсами внутри предприятия в связи с изменением или уточнением задач.


Похожая информация.